Если бы памятники умели хмуриться, то высеченный из гранита лорд Нельсон на Трафальгарской площади Лондона 15 сентября наверняка бы был мрачнее тучи. Любимец туристов и один из символов британской столицы привык находиться в центре внимания, но в тот день все вышло иначе. В тот день на центральную площадь города выехал самый настоящий танк – старичок Mark IV времен Первой мировой. У старичка был повод, старичок отмечал столетний юбилей.
Тут, конечно, есть небольшая натяжка, поскольку формально это был день рождения Mark I: первого танка в истории, который 15 сентября 1916 года в битве при Сомме прошел проверку боем. Что до очень похожего на него Mark IV, то он на фронт попал лишь в 1917-м, однако мы к таким тонкостям придираться не будем. К тому же пенсионер свои почести в любом случае заслужил сполна – он не только «отработал» несколько часов стандартным музейным экспонатом, но еще и совершил, кряхтя гусеницами, небольшую прогулку. После чего расположился на песочке неподалеку от Букингемского дворца вместе со своим молодым коллегой, самым современным танком Британии Challenger 2.
Зэ кэпитал оф Грейт Бритен
В Лондон нас позвала компания Wargaming, которая уже давно и с удовольствием участвует во всевозможных исторических проектах. За последние годы таковых набралось немало – это и подъем затонувшего танка КВ-1, и восстановление памятников Т-34, и поиск разбившегося штурмовика Ил-2. В компании даже есть специальный отдел, который всем этим занимается.
«Совсем недавно мы помогли восстановить танк КВ-1 в честь 75-летия подвига Зиновия Колобанова, – рассказал нам глава этого подразделения Александр Бобко. – Если говорить о Европе, то в 2013 году со дна Ла-Манша был поднят единственный сохранившийся в мире бомбардировщик Do 17, который сейчас находится на консервации в музее Великобритании. Недавно мы подготовили серию роликов, посвященных танкам Первой мировой. Выпустили мобильное приложение Tank 100, которое, благодаря дополненной реальности, позволит увидеть Mark I в любой точке мира. Ну и в организации сегодняшнего праздника тоже поучаствовали».
Праздник получился что надо. Британцы, как известно, любят чтить традиции, а к трехзначным памятным датам вообще, похоже, питают особый пиетет. Пока журналисты со всего мира пытались снять Mark IV с такого ракурса, чтобы в кадр попало как можно меньше их коллег, жизнь на площади бурлила и иногда даже немножко пенилась. Ветераны британской армии (но не Первой мировой) поучали молодых солдат и общались с местной прессой, внук Черчилля читал торжественную речь, а один из городских сумасшедших накручивал круги вокруг танка и сообщал всем, что он король, и что Гитлер скоро придет.
Мы же тем временем побеседовали с еще одним сотрудником Wargaming, Максимом Чуваловым (чью должность Product Marketing Manager расшифровать, наверное, не проще, чем аббревиатуру в название иного танка). Говорили про всякое. Например, про ивенты, которые появились в World of Tanks в честь столетия Mark I (само собой, с его непосредственным участием). Про работу над ребалансом техники, которая в данный момент идет полным ходом. Ну, и, конечно, про новые танки.«Год назад на Gamescom мы объявили о начале исследования европейских школ танкостроения, – рассказал Максим. – Тогда анонсировали чехов, и все гадали, какая нация будет следующей. Мы все внимательно изучили и с удивлением обнаружили, что очень необычная техника была у шведов. Там потенциал на ветки всех классов. Под Новый год выйдут ПТ-шки и средние-тяжелые танки, а в будущем у них появится и арта, и легкие танки, и альтернативная ветка средних. Самое главное – эта нация не похожа на все, что до этого было в World of Tanks. Она и выглядит очень необычно».
Танковый рай
В этом мы смогли убедиться через день, когда отправились в Бовингтон, в расположенный там танковый музей – самый большой в мире, по словам его директора Ричарда Смита. И не верить этим словам причин нет – в тамошних ангарах нашли свое пристанище около 350 боевых машин.
«Это первый танковый музей в мире, – рассказал Ричард. – Основан он был в 1923 году. По окончании Первой мировой войны в Бовингтон приехал Редьярд Киплинг. Писатель посмотрел на танки, которые сюда привезли из Европы, и сказал: «Здесь должен быть музей». И вот он появился, и ему уже почти сто лет».
Про свою вотчину Ричард готов был рассказывать часами. Он даже устроил для нас небольшую лекцию по истории Первой мировой. «Нельзя сказать, что в то время танки сами по себе могли решить исход битвы, – объяснил Ричард. – Была разработана целая система наступательных действий, которая могла взломать любую оборону немцев. Танки были важной частью этой системы, своего рода тараном, который помогал пехоте добраться до окопов противника».
Условия, в которых приходилось нести службы танкистам, можно сравнить с таким маленьким отделением ада на 8 человек (именно столько входило в экипаж первых машин). Представьте, что вы сидите в коробке, в которой до невозможности жарко, а дышать приходится почти исключительно выхлопными газами. При этом ваша пятая точка ощущает все неровности ландшафта, а броню (10-12 мм) порой пробивал обычный пулемет. При этом сам танк представлял собой очень удобную мишень, поскольку передвигался со скоростью не более 4-5 км в час (и это если ехать под горку).
Потери в личном составе в танковых частях составляли около 70%. По иронии судьбы, первый в истории командир экипажа Гарольд Мортимор перешел в танковые войска как раз из соображений личной безопасности: до этого он хотел стать летчиком, но разбил свой самолет во время учебного полета. Решив, что хуже и страшнее авиации быть уже ничего не может, Гарольд перевелся в танкисты. Впрочем, в какой-то мере этот ход себя оправдал: с войны несостоявшийся авиатор вернулся относительно здоровым. Умер он в возрасте 76 лет.
На поле танки застывали
Само собой, надежность первых танков оставляла желать лучшего. «Самым эффективным способом вывести танк из строя в Первой мировой – было подождать, пока у него что-нибудь сломается, – рассказал Ричард. – В бою при Сомме должно было участвовать 49 машин, но выдвинуться на позиции смогли только 32. Неудивительно, что разработка новых моделей велась постоянно, и в 1917 году Mark IV полностью заменил Mark I, а в 1918-м «четверку» уже вытеснил Mark V».
Само собой, в Бовингтоне можно было посмотреть не только на танки Первой мировой. Например, в одном из залов мы нашли «КВ-1» в зимнем камуфляже и надписью на башне «Ленинградские женщины фронту». Послевоенный подарок Советского правительства бывшим союзникам. Отыскали мы и шведский танк, который и в самом деле выглядел очень необычно. И даже «Шерман» Бреда Питта, на котором он рассекал в фильме «Ярость».
Встретились нам и прототипы – танки, которые так и не пошли в серию. Например, легендарный Little Willie, прародитель Mark I. Британские военные забраковали эту модель, потому как ее конструкция не позволяла преодолевать широкие немецкие окопы. Название у машины, кстати, оказалось со смыслом: «В Великобритании словом Вилли называют мужской половой орган – рассказал Ричард. – К тому же такое прозвище было у сына кайзера Вильгельма (император Германии во времена Первой мировой – прим. ред.). Ну и решили таким образом немного посмеяться над немцами. В этом британцы всегда были мастера».
Ну, а своим любимым танком Ричард назвал выпущенный в конце 1918 года Mark IX: «Да, он не принимал участия в боях, но он мне нравится. Большой, грозный. По сути, это была первая боевая машина пехоты в мире. Британцы, получается, изобрели и танк, и БМП».
Многие из музейных танков мы увидели в деле на расположенном поблизости полигоне. В том числе и нашего старого знакомого Mark IV, который стал героем реконструкции битвы Первой мировой. Нельзя сказать, что она получилась очень уж масштабной, но лишний раз показала роль танков в тех боях. Сначала позиции немцев пытались безуспешно штурмовать подгоняемые звуками волынки шотландские стрелки, но подобраться к окопавшемуся противнику удалось только под прикрытием Mark IV. Мы же под этим самым прикрытием дружно отступили к ждавшему нас автобусу. Пришла пора возвращаться в Москву.