Патчи к Stellaris шведские разработчики называют по именам писателей-фантастов. Патч, который сопровождает выход Utopia – первого полновесного адд-она к игре – получил имя Иэна Бэнкса, шотландского писателя, создавшего цикл о Культуре: практически всемогущей цивилизации, в которой в экстазе слились люди и искусственные интеллекты. Так вот, идея этого цикла необычна и свежа. А вот исполнение куда менее захватывающее, и местами даже разочаровывает.
Надмозги за работой
Собственно, имя Бэнкса хорошо подходит к Utopia. Основная идея DLC просто отличная – дать игроку возможность строить огромные сооружения: свой мир-кольцо, своя сфера Дайсона, своя космическая станция Вавилон-5 – это очень круто и очень атмосферно. А по факту – еще и очень сильно отнесено в эндшпиль, в котором игрок обычно и так загружен всяческими кризисами и не сильно скучает. А вот как возможность развиваться в ограниченных пределах (что важно для мирных цивилизаций) новинка практически не работает. И жаль, потому что в середине игры это бы могло пригодиться.
Или вот «традиции», которые наконец пришли в Stellaris из Europa Universalis. Самая идея здравая, и за счет нее удалось интересно перемешать технологии – тот же «райский купол» теперь убран из общей научной сетки, превратившись в один из этапов традиции Гармонии. По завершении любой ветки «традиций» можно взять себе новый перк из особого списка: тут и право строить вышеупомянутые огромные сооружения, и бонусы к генной инженерии/киборгизации/псионике. Причем последние сочетать нельзя, надо сразу решить, пойдет цивилизация по пути слияния с машинами, совершенствования биологии или паранормальных способностей (для псиоников, кстати, придумано специальное парапсихологическое измерение The Shroud). И все это хорошо.
Но скажите, зачем делать доступными (а если хочется перков из «эксклюзивного списка» – то практически обязательными) для изучения ВСЕ традиции? В той же EU IV каждая страна могла освоить 8 групп идей, как они там назывались, из 18 – и тут уж действительно ты выбирал под свою ситуацию, под свой стиль игры, под свое государство, наконец. А зачем мне, скажите, дипломатические традиции, если я – агрессивный коллективный разум (hive mind)?
Кстати, эти самые надмозги тоже получились недостаточно продуманными. С одной стороны круто, что они вообще есть, но с другой – придумать для них совсем новую механику шведы пока не смогли, поэтому играются они достаточно традиционно.
Бывшая кадетская фракция
«И вот так в Utopia все», мог бы сказать я, если бы был необъективен. Но не скажу. Потому что есть изменения, которые работают практически с самого начала, и работают неплохо. Во-первых, «традиции» исследуются за новый ресурс Unity, который довольно органично встроился в уже существующую систему. Во-вторых, один из старых ресурсов, еда, стал учитываться в масштабе всей империи, в одном ряду с энергией и минералами. С одной стороны это ликвидировало любопытную ситуацию с голодом на конкретной планете, но с другой – сделало игру более логичной и позволило создавать специализированные планеты-житницы.
В-третьих, неплохо работают обновленные фракции. В Stellaris они опять-таки пришли из Europa Universalis (помните, там в определенный момент появились сословия? Так вот, новые фракции – считай, они и есть) и вписались в систему очень логично, объединяя всех индивидуумов с определенной этикой и напрямую влияя на их уровень счастья: эгалитаристы не очень рады кровавым имперским режимам, да и редкие любители инопланетян в ксенофобском социуме тоже. Движение в желаемом для фракции направлении повышает ее радость, что выражается и в более счастливых гражданах, состоящих во фракции, и в притоке ресурса influence (для баланса шведы зарубили ряд прежних технологий, повышавших его фоновый прирост).
То есть в целом у нас есть набор хороших идей с исполнением разного качества – от терпимого до очень хорошего. С выходом адд-она Stellaris стал несомненно лучше, но, к сожалению, не смог стать идеальным. Провисающая середина партии по-прежнему лечится в основном подкручиванием ползунка «агрессивность AI». Да, хорошо, что есть такое средство, но именно в миттельшпиле осознаешь острую потребность в новых событиях, так называемых colony events, которые Paradox Interactive планировали всунуть еще в базу Stellaris, но не успели, и что-то по сию пору не успевают. Да и для космических аномалий необходимы новые цепочки событий: люди, отыгравшие хотя бы пяток партий, уже вряд ли найдут на просторах Вселенной что-то новое.
Но это, скорее, придирки. Повторюсь, играется с Utopia не хуже, чем без нее, зато теперь к финалу партии еще можно построить сферу Дайсона. В целом – неплохой вариант.