В то нелегкое время, когда вся страна обсуждала нетфликсовского «Ведьмака», в дорогую редакцию неосторожно заглянул Сергей Лукьяненко. «Ага, – переглянулись некоторые акулы пера и мышки. – Теперь просто так не уйдет». И начали пытать с пристрастием.
Навигатор игрового мира: Расскажите о ваших любимых играх.
Сергей Лукьяненко: Во-первых, Master of Orion, в который я очень долго играл. Кроме того, я до сих пор нежно люблю «Ведьмака». Причем самое большое впечатление произвела первая часть. Как-то так сложилось – я ее неоднократно проходил, выискивая все возможные повороты сюжета. Разумеется, серия Fallout – все игры, начиная с самых старых. И, пожалуй, есть еще одна старая классическая серия – UFO.
Если говорить о моих первых играх, то одной из них был старый «Принц Персии». Тогда это казалось фантастикой. Потом появляется DOOM, и возникает безумное ощущение, что это же окошко в объемный мир... Сейчас смотришь с улыбкой на эту графику. А тогда люди на полном серьезе шарахались и падали со стульев, когда навстречу выскакивал монстр. Настолько это было все непривычно.
Я начинал играть еще в ту пору, когда компьютер дома был не у всех. У меня не было, я ходил к друзьям, к знакомым, у которых компьютеры стояли на работе. Иногда собирались толпой, покупали что-нибудь поесть-выпить и приходили на всю ночь. Играли в Warlords или что-нибудь еще. Это было такое совершенно особое удовольствие и совершенно особое безумие. Прийти и просидеть ночь в каком-то офисе до 5-6 часов утра.
НИМ: А были ли понравившиеся онлайновые игры?
С.Л.: Я человек азартный, и даже World of Tanks, в который я иногда играю и где не столь сильно выражена необходимость общения, требует очень много времени. А что-нибудь основательное, скажем, EVE Online... Я боюсь завязнуть на полгода, на год, что огорчит и читателей, и жену, и детей, и всех вокруг. Поэтому держусь и стараюсь в них не лезть.
НИМ: Сейчас многие из тех, кому не хватает времени на игры, предпочитают смотреть прохождения на YouTube. Не пробовали?
С.Л.: Не мое. Это как-то... не знаю... имитация игры. Игра она тем и хороша, что ты сам можешь в ней выбирать действия, а не смотреть через плечо.
НИМ: Поступали ли предложения создать по вашим произведениям именно онлайновую игру?
С.Л.: Была игра «Дозоры. Гроза в сумраке», которая, несмотря на некий свой минимализм и, в общем-то, не очень мощную техническую базу, получилась очень популярной. Она лет десять, если не больше, жила на рынке. Были и другие игры, но однопользовательские. В их числе – и «Не время для драконов», и игры по «Дозорам». Поступали другие предложения, но до реализации не доходило.
НИМ: Не планируете добавлять в свои произведения героев из игр? Как было сделано в «Первому игроку приготовиться»?
С.Л.: Понимаете, у меня были книжки «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала», где использовались похожие приемы, только написаны они были лет на 10-15 раньше. А так... знаете, меня замучили в свое время обвинениями в том, что я беру все из компьютерных игр. Просто боюсь хоть как-то что-то процитировать. Потому что съедят заживо.
Возьмем тот же Master of Orion. Мне так эта игра понравилась, что я решил как-то выразить свою любовь к ней. В своей фантастической книжке «Линия грез» я назвал цивилизации так же, как в этой игре. После этого ко мне в Сети то и дело привязывался какой-нибудь идиот, который объяснял, что я все взял и украл. Поневоле начнешь хвататься за голову и думать: «Нет, никаких компьютерных игр в книгах, потому что держаться уже нету сил». Кстати, Ник Перумов в свое время, прочитав «Линию грез», радостно купил Master of Orion, стал играть, потом возмущенно позвонил и сказал: «А где все, что в книжке?»
У меня была вещь, сделанная как литературное сопровождение игры. Это была книжка «Конкуренты». Она создавалось по мотивам игры Starquake: планировалась большая серия, но потом начались споры хозяйствующих субъектов и, к сожалению, все остановилось. Сейчас, на самом деле, тоже есть подобный проект. Вместе с Иваном Кузнецовым, это такой наш относительно молодой автор, мы полтора года назад написали книжку по игре «Владыки», которая пока еще не вышла в свет. Она сейчас на финальной стадия отладки.
НИМ: Это фэнтези?
С.Л.: Трудно сказать. Это огромный мир, в котором соседствуют и фэнтези, и киберпанк, и паропанк, и все что угодно. В этом мире можно путешествовать, переходить из одной зоны в другую, развиваться в разных направлениях. Это большой, интересный онлайновый проект, но я связан договором и не могу пока детально говорить о том, что и как... Но я уже видел, как он выглядит – ярко и красочно. Надеюсь, что это будет еще и очень играбельно. Когда выйдет игра, то одновременно, в качестве литературной поддержки, появится книжка «Владыки». Кстати, огромную часть мифологии этого мира написал и разработал Ник Перумов. Вот в эту игру я, наверное, залипну на полгода – раз уж столько работал над книжкой.
НИМ: Не хотите попросить игроков присылать вам истории из «Владык», чтобы их как-то использовать в творчестве?
С.Л.: Не знаю, посмотрим. Пока я жду хотя бы выхода игры, потому что книжка лежит в издательстве уже полтора года. Причем в какой-то момент она даже встала в планы, появилась обложка в Сети, и меня начали спрашивать – это что? Я молчу, я не могу ничего сказать, мямлю... Посмотрим, как игра стартует, возможно, дальше будет какое-то развитие. Там серьезные люди делают огромный проект. Они считают, что это будет своего рода революция, которую готовят тайком. Хотят всех ошарашить, неожиданно выбросив на рынок уже готовую, отлаженную, хорошую игру. Надеюсь, я сейчас не выдал никаких секретов...
НИМ: Есть ли у вас пожелание игрокам, которые читают ваши книжки, смотрят фильмы, играют в игры по вашим произведениям?
С.Л.: Я люблю компьютерные игры. Я считаю, что это полноценный вид искусства. Наряду с книгами фильмами, комиксами и всем прочим. Но все-таки это еще и такой затягивающий и, по сути, действительно бесконечный вид развлечений. Конечна книга, конечен фильм, даже сериал конечен. Даже «Игра престолов» закончилась. В компьютерную же игру можно играть десятилетиями. Помните про то, что этот замечательный, великолепный вид искусства и развлечений все-таки отнимает время вашей реальной жизни. Не забывайте по реальную жизнь, она тоже интересна.