Петр Матафонов, 30 мая 2017

Успешное существование «живых» настольных и коллекционных карточных игр в современном цифровом мире – явление, которое на уровне логики вряд ли можно назвать само собой разумеющимся. Однако против статистики не попрешь: каждый год рынок увеличивается на 17%. В данном вопросе Россия бежит впереди планеты и обгоняет даже США – 25% роста против 20! За несколько лет из ничего у нас появились издательства и производства, занятые исключительно настолками. И вот уже никого не удивляет то, что обязательный шкафчик с играми стоит не только в антикафешках, но и в самых обычных барах с пиццериями.

В западном мире этот бум начался еще в 90-х с игры совершенно необычной и далекой от традиционных костей и фишек. Ее авторы, может быть, и рады были бы сделать что-нибудь с фигурками и многоуровневыми полями, но бюджета им тогда хватило только на карты. Однако первый же показ на ярмарке игрушек закончился невероятным успехом: посетители раскупили весь запас карт. Не «весь, который привезли», а «вообще весь». Пришлось заказывать дополнительный тираж. Так родилась Magic: The Gathering.

Есть у магии начало...

Черный лотос

«Черный лотос» – самая дорогая и самая знаменитая карта «Магии». На данный момент ее цена колеблется от 5 000 до 30 000 тысяч долларов. В самой игре лотос выкладывается бесплатно и позволяет получить три единицы маны любого цвета, что дает невероятное преимущество в начале игры. Кроме того, что это очень сильная и универсальная карта, она еще и очень редка: в первом издании было выпущено 1100 лотосов, с переизданиями, по разным оценкам, их наберется от пяти до двадцати тысяч.

С тех пор успело вырасти новое поколение и, как рассказал нам продавец одного из московских магазинов, к нему за «Магией» обращаются дети тех первопроходцев, которые начинали играть во времена исключительно английского картона и серого импорта. С тех пор многое изменилось. С 2005 года карты также издаются и на русском языке, а недавно появились локализованные версии Deck Builder’s Toolkit – набора, которого хватит, чтобы заложить основу для нескольких колод. Отличный выбор для человека, который решил вернуться в «Магию» после продолжительного перерыва, но не для новичка, поскольку он во всем этом богатстве наверняка запутается. Для новичков, а их сейчас в Magic: The Gathering полно, проложена отдельная тропа.

Условия для неофитов созданы самые тепличные. Можно смело приходить в ближайший клуб (адрес легко узнать на официальном сайте MTG) и попросить помощи у консультантов. Вам все покажут и расскажут, бесплатно выдадут ознакомительную колоду и в обязательном порядке сыграют. Несмотря на кажущуюся сложность, правила «Магии» можно освоить за несколько партий, каждая из которых длится не более 10-15 минут. Во время первой вас учат, по ходу второй подсказывают, а в третьей уже играют на равных.

Первая рубашка

Во избежание жульничества дизайн рубашки карт из MTG никогда не менялся и несет на себе несколько анахронизмов и одну техническую ошибку. Самое очевидное – это логотип MTG, напечатанный голубым цветом (с надстрочным «ТМ»), в то время как на всей остальной продукции он ярко-желтый (с надстрочным «R»). Другой сохранившийся артефакт – это надпись «DECKMASTER» снизу. Это название объединяло карточные игры Wizards of the Coast: Magic, Jyhad (позже переименованную в Vampire: The Eternal Struggle) и Netrunner. И, наконец, самое любопытное – синяя волнистая линия поверх «TER». Многие ее не замечают, а заметив, думают, что это художественный элемент, который изображает трещину или что-нибудь в этом роде. На самом деле, это след от шариковой ручки, который пропустили в типографии. С тех пор эта помарка присутствует на всех картах.

Часто проводятся мероприятия специально для новичков, например Magic Open House, на котором начинающим маг может рассчитывать не только на помощь других игроков, но и на подарки. Последние могут перепасть и опытным игрокам, если они приведут своих незнакомых с «Магией» друзей.

Самостоятельное плавание лучше начать с так называемого комплекта начальной колоды. Построены эти наборы вокруг сильной карты Planeswalker’а и потому с самого начала оказываются конкурентоспособными (хотя докупать дополнительные карты тоже никто не мешает – это же все-таки коллекционная игра). Причем колоды составлены не только с учетом баланса, они еще и сюжетно обоснованы. Скажем, если ваш Planeswalker некромант, то значит, в его колоде будет много всякой мертвячины. Если ваша цель кухонные посиделки, то идеальным вариантом может стать приобретение дуэльного набора, который состоит из двух колод и вполне самодостаточен.

Но когда люди приобщаются к «Магии», то большинству хочется общения – посидеть в компании, обзавестись новыми знакомыми. В клубах можно встретить многих, прошедших школу Hearthstone, которые решили попробовать что-то «настоящее». «Магия» для таких, по их же собственным словам, – лучшая альтернатива. Велик возрастной разброс – если попробовать ужать основную аудиторию хоть в какие-то рамки, то получится интервал от 20 до 50 лет.

Соревновательная магия

Вы это серьезно?

Некоторые из карт «Магии» запрещено использовать на турнирах (либо вообще, либо в каких-то отдельных форматах). Одна из самых забавных в этом списке – Chaos Orb. Ее текст гласит: «Заплатите одну бесцветную ману и сбросьте Chaos Orb на стол с высоты не менее фута. Если она хотя бы раз перевернулась в воздухе, то все карты касающиеся ее будут уничтожены вместе с ней». Chaos Confetti обладает схожим эффектом, только ее нужно разорвать и швырнуть бумажки на стол с расстояния не менее пяти футов. Также примечательно, что иногда печатаются карты, чей эффект зависит от броска монеты, есть даже артефакт Krark's Thumb, по сути, позволяющий монету перебросить.

Важность турниров в мире «Магии» переоценить вряд ли возможно. На многих в Москве собирается больше сотни человек (а порой и под 200), причем речь идет не о коммерческих соревнованиях, а о простых, любительских. Где опять же новичкам готовы все показывать и разъяснять. И где внимательно следят, чтобы начинающие играли с начинающими, а ветераны с ветеранами.

Подготовиться к таким баталиям можно и самостоятельно, с помощью игры Magic Duels, вышедшей на ПК, iOS и Xbox One. Она тщательно воссоздает оригинал и обладает отличной системой обучения. А также вкратце разъясняет, что за чертовщина творится в очередном сете (так называют тематические наборы карт – о самом свежем, «Амонхете», вы можете прочитать во врезке). Удивительно, но есть и те, кого в магию завлекает литературная составляющая! До 2013 года книги и комиксы о героях MTG выходили регулярно, сейчас же дело ограничивается публикацией рассказов на официальном сайте Wizard’ов. Только по последнему сету выпущено 8 рассказов в 40 тысяч знаков каждый. В сумме это почти как номер «Навигатора».

Амонхет

В последнем сете «Магии» команда разноцветных героев отправляется в пустынный мир с двумя солнцами, нет, это не Татуин, это Амонхет, фэнтези в египетском колорите, где смерть – не повод, чтобы не вставать по утрам. Новая механика «бальзамирование» позволяет разыгрывать карты с кладбища за оговоренную стоимость, возвращая их в игру как фишку-зомби. Карты волшебства и мгновенных заклинаний также не задерживаются в загробном мире: новые двойные карты умещают в себе заклинание, которое можно сыграть из руки и заклинание «последствия», которое можно разыграть с кладбища. По соотношению цена-эффект они уступают обычным, но дают преимущество в картах. И, наконец, третья новая механика – «подстегнуть» – позволяет обеспечить существам повышенную производительности в обмен за разворот на следующем ходу.

Готовых колод продается две: «Лилиана, несущая гибель» и «Гидеон, образец воителя». Лилиану берут лучше. И ее, в самом деле, лучше взять.

Турнирную деятельность консультанты из магазинов советуют начинать с новичкового драфта, как наиболее популярного на данный момент формата для дебютантов (колода составляется из трех бустеров, то есть случайных наборов карт по 16 штук; каждый игрок вскрывает бустер, берет одну карту и передает остальные по кругу). Тут все как у «больших», но только бустеры не настоящие, а подготовленные клубом. Драфт – это один из самых интересных режимов игры, но в нем немало тонкостей. Требуется не только доскональное знание сета, но и умение «читать», что собирают оппоненты и даже иногда брать карты им назло: «Кто-то слева от меня собирает красное? Возьму-ка я эту невероятно полезную для красных карту».

У драфта есть несколько неофициальных разновидностей, одна из них «соломон драфт». Перед двумя игроками раскладывается 9 стопок по 10 карт, это могут быть как шесть перемешанных бустеров, так и заготовленная подборка. Первый игрок выбирает стопку, показывает карты из нее и делит их на две кучки, второй игрок выбирает, какую из них забрать. После чего они меняются ролями, и так, пока не распределят карты между собой. Вместо подковерной борьбы обычного драфта получается противостояние двух умов, пытающихся не столько набрать хороших карт, сколько перехитрить соперника.

Силед в этом плане будет попроще. В нем проверяется только умение оперировать ограниченными ресурсами, т.е. шестью выданными бустерами, и составить из них как можно более сильную колоду. А также кидается метафорический кубик на вашу удачу. Все-таки даже в самой продуманной карточной игре это эфемерное понятие стоит брать в расчет. Как заметил судья одного из турниров: «Если не нравится случайность, играйте в шахматы». Но, конечно, это не отменяет того факта, что ситуация с рандомом в «Магии» все-таки получше, чем в той же Hearthstone.