Успешное существование «живых» настольных и коллекционных карточных игр в современном цифровом мире – явление, которое на уровне логики вряд ли можно назвать само собой разумеющимся. Однако против статистики не попрешь: каждый год рынок увеличивается на 17%. В данном вопросе Россия бежит впереди планеты и обгоняет даже США – 25% роста против 20! За несколько лет из ничего у нас появились издательства и производства, занятые исключительно настолками. И вот уже никого не удивляет то, что обязательный шкафчик с играми стоит не только в антикафешках, но и в самых обычных барах с пиццериями.
В западном мире этот бум начался еще в 90-х с игры совершенно необычной и далекой от традиционных костей и фишек. Ее авторы, может быть, и рады были бы сделать что-нибудь с фигурками и многоуровневыми полями, но бюджета им тогда хватило только на карты. Однако первый же показ на ярмарке игрушек закончился невероятным успехом: посетители раскупили весь запас карт. Не «весь, который привезли», а «вообще весь». Пришлось заказывать дополнительный тираж. Так родилась Magic: The Gathering.
Есть у магии начало...
С тех пор успело вырасти новое поколение и, как рассказал нам продавец одного из московских магазинов, к нему за «Магией» обращаются дети тех первопроходцев, которые начинали играть во времена исключительно английского картона и серого импорта. С тех пор многое изменилось. С 2005 года карты также издаются и на русском языке, а недавно появились локализованные версии Deck Builder’s Toolkit – набора, которого хватит, чтобы заложить основу для нескольких колод. Отличный выбор для человека, который решил вернуться в «Магию» после продолжительного перерыва, но не для новичка, поскольку он во всем этом богатстве наверняка запутается. Для новичков, а их сейчас в Magic: The Gathering полно, проложена отдельная тропа.
Условия для неофитов созданы самые тепличные. Можно смело приходить в ближайший клуб (адрес легко узнать на официальном сайте MTG) и попросить помощи у консультантов. Вам все покажут и расскажут, бесплатно выдадут ознакомительную колоду и в обязательном порядке сыграют. Несмотря на кажущуюся сложность, правила «Магии» можно освоить за несколько партий, каждая из которых длится не более 10-15 минут. Во время первой вас учат, по ходу второй подсказывают, а в третьей уже играют на равных.
Часто проводятся мероприятия специально для новичков, например Magic Open House, на котором начинающим маг может рассчитывать не только на помощь других игроков, но и на подарки. Последние могут перепасть и опытным игрокам, если они приведут своих незнакомых с «Магией» друзей.
Самостоятельное плавание лучше начать с так называемого комплекта начальной колоды. Построены эти наборы вокруг сильной карты Planeswalker’а и потому с самого начала оказываются конкурентоспособными (хотя докупать дополнительные карты тоже никто не мешает – это же все-таки коллекционная игра). Причем колоды составлены не только с учетом баланса, они еще и сюжетно обоснованы. Скажем, если ваш Planeswalker некромант, то значит, в его колоде будет много всякой мертвячины. Если ваша цель кухонные посиделки, то идеальным вариантом может стать приобретение дуэльного набора, который состоит из двух колод и вполне самодостаточен.
Но когда люди приобщаются к «Магии», то большинству хочется общения – посидеть в компании, обзавестись новыми знакомыми. В клубах можно встретить многих, прошедших школу Hearthstone, которые решили попробовать что-то «настоящее». «Магия» для таких, по их же собственным словам, – лучшая альтернатива. Велик возрастной разброс – если попробовать ужать основную аудиторию хоть в какие-то рамки, то получится интервал от 20 до 50 лет.
Соревновательная магия
Важность турниров в мире «Магии» переоценить вряд ли возможно. На многих в Москве собирается больше сотни человек (а порой и под 200), причем речь идет не о коммерческих соревнованиях, а о простых, любительских. Где опять же новичкам готовы все показывать и разъяснять. И где внимательно следят, чтобы начинающие играли с начинающими, а ветераны с ветеранами.
Подготовиться к таким баталиям можно и самостоятельно, с помощью игры Magic Duels, вышедшей на ПК, iOS и Xbox One. Она тщательно воссоздает оригинал и обладает отличной системой обучения. А также вкратце разъясняет, что за чертовщина творится в очередном сете (так называют тематические наборы карт – о самом свежем, «Амонхете», вы можете прочитать во врезке). Удивительно, но есть и те, кого в магию завлекает литературная составляющая! До 2013 года книги и комиксы о героях MTG выходили регулярно, сейчас же дело ограничивается публикацией рассказов на официальном сайте Wizard’ов. Только по последнему сету выпущено 8 рассказов в 40 тысяч знаков каждый. В сумме это почти как номер «Навигатора».
Турнирную деятельность консультанты из магазинов советуют начинать с новичкового драфта, как наиболее популярного на данный момент формата для дебютантов (колода составляется из трех бустеров, то есть случайных наборов карт по 16 штук; каждый игрок вскрывает бустер, берет одну карту и передает остальные по кругу). Тут все как у «больших», но только бустеры не настоящие, а подготовленные клубом. Драфт – это один из самых интересных режимов игры, но в нем немало тонкостей. Требуется не только доскональное знание сета, но и умение «читать», что собирают оппоненты и даже иногда брать карты им назло: «Кто-то слева от меня собирает красное? Возьму-ка я эту невероятно полезную для красных карту».
У драфта есть несколько неофициальных разновидностей, одна из них «соломон драфт». Перед двумя игроками раскладывается 9 стопок по 10 карт, это могут быть как шесть перемешанных бустеров, так и заготовленная подборка. Первый игрок выбирает стопку, показывает карты из нее и делит их на две кучки, второй игрок выбирает, какую из них забрать. После чего они меняются ролями, и так, пока не распределят карты между собой. Вместо подковерной борьбы обычного драфта получается противостояние двух умов, пытающихся не столько набрать хороших карт, сколько перехитрить соперника.
Силед в этом плане будет попроще. В нем проверяется только умение оперировать ограниченными ресурсами, т.е. шестью выданными бустерами, и составить из них как можно более сильную колоду. А также кидается метафорический кубик на вашу удачу. Все-таки даже в самой продуманной карточной игре это эфемерное понятие стоит брать в расчет. Как заметил судья одного из турниров: «Если не нравится случайность, играйте в шахматы». Но, конечно, это не отменяет того факта, что ситуация с рандомом в «Магии» все-таки получше, чем в той же Hearthstone.