21 октября 2014

Песок похрустывает под коваными сапогами. Песок проглатывает гильзы и заносит следы недавнего побоища.

П

есок пристает к окровавленной одежде и противно хрустит на зубах. Но отряд рейнджеров продолжает идти вперед. Потому что впереди – отдаленное светлое будущее, а позади – только апокалипсис и песок. Проклятый вездесущий песок.

Не считая песка, постапокалипсис – мир победившего дефицита. Еды нет, патронов нет, человечность тоже закончилось. Правда, обещали подвезти на следующей неделе, но не исключено, что опять перепутают с человечиной. Порядок в такой обстановке – на вес золота, поэтому Рейнджеры, как главные хранители порядка, прячут его на дне самого глубокого бункера. И сами прячутся рядом: страшно же, когда рейдеры кругом. Это только рядом с родимой цитаделью шпана мягкая и пушистая, – а отойдешь на пару километров, так только успевай отмахиваться от бандитов с трехзначным запасом здоровья и полным магазином патронов. Но разведку проводить надо, и если для опытных солдат эта задача слишком опасна, то для четверки рейджеров-новобранцев – в самый раз. Они герои, им по должности положено.

Игра вчетвером

Кроме того, свежесгенеренных салаг не жалко, поскольку ничто человеческое им не присуще. Вместо характера – строчки «вероисповедание» и «любимое курево», вместо речи – глухое рычание в бою. Карма – и та отсутствует. Вся персонализация начинается и заканчивается определением навыков и базовых характеристик, которые между собой вроде бы в браке, но по показаниям свидетелей давно разъехались. Ролевое имущество при этом поделили, как получилось, поэтому шестидесятилетняя ученая имеет больше шансов высадить плечом дверь, чем тридцатилетний шахтер. И дело тут не в том, что на игру совершило налет боевое звено феминисток, – просто успех подобных трюков зависит исключительно от удачи и навыка «Грубая сила», а навыки интеллигенция повышает гораздо быстрее, чем пролетариат. Для поклонника здорового образа жизни под землей есть только одно утешение: здоровья у него все-таки побольше, чем у завсегдатая библиотеки. Впрочем, уже в первой трети игры любой потомственный очкарик научится выводить из организма свинец и восстанавливать кожаный покров после близкого знакомства с тротиловой шашкой. Главное – чтобы аптечек хватило.

Какой бы алогичной ни была ролевая система Wasteland 2, в одном ей не откажешь: хочется всего и сразу. Инициативы, позволяющей чаще получать ход в бою. Скорости, дабы мартовским зайцем скакать от укрытия к укрытию. Очков действия, чтобы пальнуть не один раз, а два. А еще силы, здоровья, удачи – словом, всего, чего только можно пожелать рейнджеру на День генерации. Но взять все сотрудники inExile не дадут. И даже половину не санкционируют. Садисты. Знают, как мучить ролевиков, чтобы те получали удовольствие. Хотя в данном случае все-таки обойдется без лишних шрамов на горле собственной песни: создается-то не один человек, а целая партия, и в ней найдется место и харизматичному слабаку, и цирковому силачу, и снайперу с патологической дальнозоркостью.

Аналогичная постапокалиптичная петрушка буйствует и в огороде навыков. Родина – рейнджерская мать – под ружье готова поставить любого: и зверолова, и механика, и программиста. Причем они не просто годны к воинской службе – они этой службе строго необходимы. Не возьмешь кого-нибудь – кучка второстепенных квестов без лишней помпы отойдет в категорию «невыполнимые». Ну а без профессионального вора-домушника, способного голыми руками открыть сейф, блюстителям порядка и подавно не обойтись: принцип «дали пистолет и крутись как хочешь» на постапокалиптических рентгеночасах раздулся до совершенно неприличных размеров и бодро стучит щупальцами по партийному кошельку.

Боевой подготовкой, напротив, заведует подозрительный хмырь по кличке «паритет». Пусть логика твердит, что нож, револьвер и крупнокалиберная винтовка – предметы абсолютно разные и невзаимозаменяемые. Пусть подсказка в меню убеждает, что у всего есть плюсы и минусы – мол, эти стволы критуют чаще, те критуют больнее, а эта штука бьет редко, зато прошибает любую броню. «Чепуха это все!» – заявляет паритет и потрясает табличкой со статистикой, которая показывает: чем ни воюй, сумма урона по итогам нескольких схваток будет практически одна и та же. Хочется повысить боевую эффективность – нужно не специализацию менять, а раскошелиться на более совершенное оружие. Например, обрезок трубы с легкостью уделает по наносимому урону и биту с гвоздями, и самодельный пистолет – потому и стоит столько же, сколько новенький «Макаров». И не надо волноваться о разнице в дальнобойности между дубинкой и пистолетом – пространство в ходе апокалипсиса так скрючило, что даже снайперские винтовки не бьют и на полсотни метров. Любой сторонник рукопашной за свой ход не только с легкостью преодолеет эту дистанцию, но и успеет огреть стрелка. Огонь на подавление? Стрельба по ногам? Перехват хода? Мораль и паника? Wasteland 2 притворяется, что ни о чем подобном и не слышала.

Хорошо проветренное старое

Практически завалив и ролевую, и тактическую часть, Wasteland 2 могла бы уже быть с позором выгнана, если бы не главный козырь. Блат, бьющий прямо в сердца игроков. Ведь это постапокалипсис! Песок. Зной. Отряд. Наполовину пустая фляга и полдня пути до ближайшего оазиса. Треск счетчика Гейгера и противорадиационные костюмы. Железнодорожники, поклоняющиеся Кейси Джонсу, и монашки с пистолетами. Какая уж тут разница, насколько условны бои? Да, после первого выстрела и безбашенные рейдеры, и военизированные бандюги одинаково беспечно выбегают с укрепленных позиций и слепо прут на рейнджеров – но ведь они здесь не для того, чтобы проявлять тактический гений, а чтобы истощить ресурсы и заставить игрока лихорадочно соображать, хватит ли патронов и аптечек, чтобы дотянуть до базы.

И ведь не возразишь. Постапокалипсис. Хороший, качественный постапокалипсис. Где можно не только открыть холодильник и найти там полуразделанного негра, но и поговорить об этом с хозяином. Ведь он хоть и каннибал, но человек интеллигентный и хороший. И вполне готов переключиться на альтернативные источники мяса, если таковые найдутся.

Однако при всей готовности принять и правильно отреагировать на нешаблонные действия игрока, стандартную программу Wasteland 2 отрабатывает довольно вяло. Если не лазить по чужим кухням, а просто общаться со всеми подряд – неприятная правда без лишней помпы вылезет сама собой, и через пару дополнительных разговоров выведет к тем же самым вариантам развязки. Каждый житель готов посплетничать о соседях, обсудить беды и поведать историю своего поселения – но если общаться со всеми, вдруг обнаруживаешь, что они читают по одной и той же бумажке. Даже побочные квесты в большинстве своем сводятся к «найди-принеси», и требуется немалая фантазия, чтобы увидеть суровых рейнджеров и великую Миссию посреди будней коммивояжера-старьевщика, когда каждому первому нужно попытаться впарить если не баллон с краской, то хотя бы разбрызгиватель удобрений и мазь от геморроя.

Как следует напрячь воображение требует и мир, поскольку содержание описаний резко контрастирует с тем, что выдает бюджетный движок. Бегущая строка может рассказывать про трехногую проститутку, малолетнюю изможденную девочку или старушку – модель у них будет одна и та же. Та же ситуация с барами, банками, военными базами и канализациями: все они вылеплены из одного и того же скудного набора объектов. А местами – и вовсе не вылеплены: например, шикарное голливудское казино, якобы привлекающее толпы туристов, представляет собой десяток игорных столов под открытым небом.

Так понемногу, по чуть-чуть, Wasteland 2 и проедает кредит доверия. Нет, она искренне хочет понравиться. И даже старается понравиться. Но делает это как-то особенно неровно: то изо всех сил, то скатываясь в откровенную халтуру. Поэтому и относиться к ней стоит соответствующе – с любовью, но без пиетета. Принимать с интересом, но не запоем. Ведь если отряд Рейнджеров не дойдет до своей цели – ничего страшного не случится. Не они первые, не они последние. Радиоактивный песок – он вечен.

Наш рейтинг: 7,1

Текст: Антон БОНДАРЕНКО