Если вы думаете, что огромные виртуальные миры создаются исключительно для того, чтобы пощекотать самолюбие разработчиков и потешить чувство прекрасного игроков, то я вынужден вас разочаровать. Поляки из CD Projekt RED недалеко ушли от своего любимого персонажа. Как и Геральт, даже совершая легендарный подвиг, они никогда не забывают о награде. А получить ее гораздо проще, имея на руках открытый мир, к которому можно сколько угодно раз пришивать новые куски. Схема работает безотказно и приносит деньги до тех пор, пока качество новых лоскутов не отличается от качества основного полотна.
Как и положено сюжетному дополнению, «Каменные сердца» намного сюжетнее самой «Дикой Охоты». Не то чтобы кто-то ограничивал свободу передвижения, толкая игрока по сценарным рельсам. Как раз наоборот – адд-он так аккуратно и органично вшит в ткань основной игры, что Геральту понадобится записка-подсказка, чтобы найти кончик сюжетной нити, ведущий к событиям «Каменных сердец». Любителям послоняться по округе, засовывая нос в совершенно не касающиеся ведьмаков людские дела, чтобы заработать пару сотен крон и новый шрам, предоставлена полная свобода. Ко всем прежним просторам добавлен обширный загон севернее Оксенфурта, где можно без труда отыскать заработок и неприятности любого размера и свойства.
Однако отвлекаться от событий адд-она на выполнение заказов или побочных микроквестов не особенно хочется. Отчасти потому, что все это уже опробовано и знакомо, а отчасти потому, что фабула «Каменных сердец» не уступит по накалу страстей «Фаусту» Гете, а в чем-то даже сходна с ним по сюжетной завязке и набору персонажей. Тут и сумасбродный дворянин, пожелавший больше, чем может осилить, и коварный искуситель, хладнокровно играющий человеческими судьбами то ли ради забавы, то ли с какой-то одному ему известной целью. Есть даже несчастная Гретхен, которая тоже станет жертвой дьявольских интриг. И если уж проводить аналогии с «Фаустом» до конца, то окажется, что Геральт играет роль самого Бога, где словом, а где и мечом решая, кто спасется, а кому вечно гореть в аду.
Соната для двух мечей и Квена
Несмотря на повышенную сюжетистость первого масштабного дополнения, все каноны серии в нем были соблюдены, и все элементы ролевой песочницы оказались выстроены в нужном порядке. Специально приглашенную подружку для Геральта завезли из самой первой части «Ведьмака». Выбор на этот раз пал на медичку Шани. Из Diablo экспортировали рунного мастера, умеющего вертеть дырки под руны и глифы, а также составлять рунные слова. Большинству чудовищ и зверей привили зачатки тактического мышления и элементарную осторожность. В результате чего эндриаги-трутни, ранее бывшие просто источником алхимических ингредиентов, превратились в опасных врагов, а четверка диких кабанов может запросто разделать под орех матерого ведьмака с приличным снаряжением. Что касается бомжующих вдоль дорог рыцарей ордена Пылающей Розы и просто бандитского отребья, то они вполне сравнимы с двуногими противниками из основной игры. Иными словами, окружать ведьмака и помогать друг другу в бою не умеют. Даже охранники Конклава в Лок Муине из «Убийц Королей» действовали грамотнее.
Начинать приключение в «Каменных сердцах» лучше тем персонажем, который не просто прошел «Дикую Охоту», но и достиг хотя бы 30 уровня. Если вы завершили основную игру второпях и не успели набрать нужного количества экспы, вам выдадут сферического Геральта 32 уровня, однако этот персонаж вряд ли вас порадует. Он слабо экипирован, не знает большинства рецептов, у него нет чертежей ведьмачьего снаряжения, а в кошеле – не так чтобы очень много денег. Придется отложить прохождение сюжетного квеста, походить по округе и немного пообчистить перья.
В целом ощущение от десяти-пятнадцати часов, проведенных в «Каменных сердцах», остается совершенно определенное: CD Projekt RED окончательно и надежно закрепилась на вершине, которую некоторое время назад оставила Bioware. Если и в следующем своем проекте Cyberpunk 2077 поляки удержат заданную «Дикой Охотой» планку качества, то разработчикам Mass Effect: Andromeda придется серьезно постараться, чтобы не ударить в грязь лицом на фоне конкурента.