28 октября 2014

Оказавшись в окрестностях деревушки Red Creek Valley, хочется любоваться озерной гладью, вдыхать лесной воздух и внимать песням ветра, качающего осины и ели.

О

мрачают осеннюю идиллию только чьи-то отрезанные ноги в кустах да изувеченный труп у заброшенного депо.

Если как следует прочесать местность, выяснится, что грудой фрагментов человеческих тел жуткости американской глубинки не ограничиваются. Население Red Creek Valley как сквозь землю провалилось, в обшарпанных домишках перешептываются призраки, кладбищенский склеп измазан кровавыми каракулями, а в заброшенной шахте кто-то плотоядно клекочет и потирает склизкие тентакли.

Расхлебывать все это макабрическое безобразие доведется частному детективу Полу Просперо, прибывшему на поиски пропавшего мальчика Итана Картера. Не нужно быть семи щупалец во лбу, чтобы понять: необъятная тень Говарда Лавкрафта грозно нависает над сценарием The Vanishing Of Ethan Carter до самых финальных титров. А значит, игра не постесняется в нужный момент врезать под дых неожиданным сюжетным ходом.

Несмотря на мрачный тон происходящего, нас редко пугают до дрожи в коленках – чаще дело ограничивается намеками и созданием гнетущей атмосферы. Предчувствие беды таится в скрипе половиц заброшенной усадьбы, в шорохе скрюченных ветвей, в обрывке письма со строчкой «Не мертво то, что в вечности пребудет».

Детектив, который гулял сам по себе

Хотя студия The Astronauts и сформирована авторами Painkiller и Bulletstorm, равнение они взяли на Amnesia: A Machine for Pigs и Gone Home, сконцентрировавшись на свободном повествовании от первого лица. Так что нас не тащат за руку по сюжетным тропинкам, не мозолят глаза интерфейсом, не докучают назойливыми брифингами и не заставляют решать пазлы в строгой последовательности. Даже подсказки изящно вписаны в повествование: на экране появляются слова, отражающие лихорадочное шебуршание мыслей героя. А способность ясновидения не даст детективу пройти мимо важного рычага или лампы, спрятанной в лесной чаще.

Другой сверхъестественный дар, на который Просперо полагается в расследованиях, – умение видеть последние минуты жизни погибших. Вначале отыскиваем пару предметов, принадлежащих покойнику, затем реконструируем преступление, расставляя череду воспоминаний-голограмм в хронологическом порядке. Сложности в жонглировании призрачными фигурами нет, но живительное разнообразие в променад по пустынным лесам оно вносит.

Все умрут, а я останусь

К сожалению, со временем выясняется, что обещанная авторами свобода оказывается иллюзорной. Финал не зависит от наших действий, загадки нужно решить непременно все, да и открытость локаций выливается в однообразные забеги туда и обратно.

Но это простительные мелочи. Главное, создателям The Vanishing Of Ethan Carter удалось создать пугающе фотореалистичный мир, который не хочется покидать. Американская глубинка прорисована до последней трещинки на перилах моста, до последней травинки на мшистом камне в лесу, до последней гальки на озерном берегу. И все это пиршество для глаз создавалось на дряхлом движке Unreal Engine 3 силами крохотной студии!

Секрет феноменальной детализации кроется в грамотном использовании фотограмметрии: вместо того чтобы моделировать объекты и рисовать текстуры вручную, разработчики нащелкали тысячи фотографий польских лесов, по которым и были воссозданы окрестности Red Creek Valley. И то, что команда из восьми человек смогла сотворить такое великолепие, – пожалуй, самый приятный сюрприз инди-сцены текущего года, пусть даже умелый детектив сумеет распутать тайну исчезновения Итана Картера всего за два-три часа.

Наш рейтинг: 8.4

Текст: Владимир САЛДАН