Украсть с прилавка пряник, умыкнуть царевну – для потусторонних сил это не более чем шалости. Настоящий шедевр, с которым не сравнится ни одна иллюзия Копперфильда, – заставить исчезнуть викторианский Лондон целиком, отправив его в подземный мир.
Вгигантской пещере, куда никогда не заглядывает солнце, английским балом формально все так же правят Ее Величество и палата лордов. Однако на улочках усатым джентльменам компанию составляют демоны и другие диковинные существа, а на лондонской бирже торговля идет не только шерстью и бараниной, но и человеческими душами (обязательно с печатью Королевской таможни).
Герой Sunless Sea свыкся с безумием и причуды местного быта его не слишком интересуют – взор начинающего капитана направлен на кишащие опасностями подземные моря. Откуда он родом и чего хочет от мира? Это несущественные мелочи, задающиеся при генерации и до поры до времени совершенно не всплывающие. Важно, что у него есть собственный пароход и желание отправиться в путь к неизведанным берегам.
Любой порт подземного моря готов поведать множество историй – причем в виде не роликов, но многостраничных текстовых квестов. Каждое решение приводит к вполне осязаемым последствиям, одни задания цепляются за другие, и даже смерть ключевых персонажей не застопорит неспешный морской рассказ, повествующий о невозможном и в обычных условиях несочетаемом. Локальные истории быта трех сестер соседствуют с экскурсиями в Железную республику (локальный филиал Геенны Огненной), а политические маневры Адмиралтейства идут бок о бок с бескомпромиссной войной между морскими свинками и разумными крысами. Есть здесь и колония, где живут мумифицированные лондонцы, и уединенная обитель боевых монахинь, и еще десятки странных портов, куда могут привести изменчивые течения подземного моря.
На честном слове и на одном весле
Встреча с Неведомым, равно как и стресс затянувшегося похода, заставляет с утроенным рвением тикать счетчик безумия, и лучше не позволять ему приближаться к максимальному значению: навязчивые галлюцинации и матросы, приносящие кровавые жертвы триумвирату подземных богов, – не лучшие гарантии успешного окончания плавания. Но регулярные вояжи обратно в Падший Лондон, где капитан и команда могут укрепить пошатнувшееся душевное здоровье разудалой гульбой, наносят удар ниже ватерлинии уже по бюджету: во время любого путешествия матросы ударными темпами подъедают запасы продовольствия, а двигатель с не меньшим усердием пожирает топливо. Чтобы дотянуть до ближайшего порта, порой приходится идти на крайние меры: позавтракать одним из членов команды, принести жертву морским богам, чтобы те послали нашему пароходу немного угля, или сжигать запасы пищи, если провианта осталось больше, чем топлива.
В результате баланс сдвигается в сторону весьма хардкорного экономического выживания: чтобы не только свести концы с концами, но и заработать тысячу-другую монет на апгрейд, требуется постоянно идти на риск, забираясь все дальше и дальше в дебри местных морей. Причем заранее точно не скажешь, куда именно придется держать курс, поскольку в каждой игре карта мира частично генерируется заново, оставляя неизменными лишь западное побережье и южную кромку.
А вот играть в Sunless Sea как в симулятор торговли не стоит: прибыльные маршруты встречаются редко, а экономика статична и на попытки спекуляции не реагирует. К тому же некоторые способы получения выгоды жестко ограничены игровым временем или условиями квеста, так что, зациклившись на копеечной прибыли с отработанного маршрута, можно запросто упустить крупный куш.
Помимо банкротства и безумия, капитанов подземного моря подстерегает и вполне будничная угроза в лице пиратов, бронированных акул, гигантских крабов и прочей нечисти, которую вдруг выхватит корабельный фонарь среди кромешной темноты. Впрочем, разделаться с врагами довольно просто: боевая система не слишком уютно чувствует себя в «реальном времени», пираты охотно подставляют корму, а чудища теряются в трех рифах.
Сердце тьмы
Амбиции разработчиков привели к неоднозначному результату. Каждая остановка в порту – незабываемое и неповторимое приключение, складывающееся из кирпичиков предыдущих решений и событий, при этом всегда оставляющее возможность реального, а не иллюзорного выбора. Однако путешествия между островами не тянут на самоценный элемент игры: уж больно неторопливо перемалывает волны наш пароход, чрезмерно неказистой является боевая система, слишком большим трудом достаются деньги, моментально улетающие на уголь для топки и еду для команды. С другой стороны, эти же трудности придают Sunless Sea и особое очарование: игра про путешествие одинокого капитана в проклятом мире просто не имеет права быть легкой.
Текст: Александр МОРОЗОВ