Стиксу двести лет. Немалый срок для эльфа, огромный для человека, для гоблина же (которым Стикс и является) – просто невероятный. Как он прожил эти два века, неясно даже самому юбиляру: он попросту ничего не помнит.
Доподлинно известно только два факта: во-первых, Стикс – самый первый гоблин, и все остальные гоблины пошли от него. Во-вторых, в его жилах течет Янтарь – сок Мирового Древа, обладающий магическими и, по некоторым данным, наркотическими свойствами. Если концентрацию сока повысить, есть надежда победить склероз Стикса, – но вот незадача, местный губернатор объявил Дерево своей естественной монополией, вступил в сговор с эльфами и заточил уникальный ресурс в огромную Башню Акенаша. А значит, чтобы достичь Сердца Древа и вспомнить, кто он вообще такой и как появился в этом мире, Стиксу придется тайком пройти все коридорчики Башни и передушить немалую часть ее обитателей.
Подленькая душонка
Теперь ясно, почему гоблины предпочитают нападать исподтишка и смываться в особо трудные моменты жизни. Так завещал Стикс, который именно в башне осознал всю свою никчемность как бойца (и крутость как шныряющей по углам крысы). Если в других играх этого жанра главный герой кое-как способен пробиться к цели за счет огневой мощи, то худосочный гоблин дохнет практически сразу, противостоять даже двум охранникам одновременно он попросту не в состоянии.
Что же может маленькая гобла? Тушить факелы, скакать по стенам, прятаться в ящиках и шкафах. Да! Он еще умеет прятаться под столами. Боже, как не хватало такой возможности в других играх! Вроде мелочь, – но как нарушает шаблоны: не раз и не два Стикс умрет просто потому, что забываешь, что можно залезть под стол! Или в горшок какой-нибудь, куда здравомыслящий человек или эльф даже и не догадается заглянуть. Невдомек ему, что мы мелкие.
И подлые.
Потому что здравомыслящего человека или эльфа, как только он отвернется, можно немедленно пырнуть ножом в спину. Или придушить, если не хочется шуметь. А если он успел отойти подальше, бросить в него метательный нож. Венец боевой подготовки Стикса – возможность отравить еду или питье, просто плюнув в него. Стражники сразу изъявят желание подкрепиться и помрут от досады.
Мы в сказке или где?
Не обошлось и без магии. Струящийся по жилам гоблина Янтарь помогает воспользоваться кое-чем не совсем естественным. К примеру, можно стать невидимым – ненадолго, но добежать до ближайшей ночной вазы и заныкаться в ней вполне реально. Есть и «янтарное зрение», которое помогает оглядеться по сторонам и обнаружить интерактивные объекты. Правда, их не то чтобы много – не располагает игра к разностороннему интерактиву.
Если и этого не хватит, можно наблевать себе клона. В буквальном смысле. Родившееся из недр гоблинского желудка чудище способно какое-то время существовать под контролем «папы» и выполнять несложные действия: за рычаг дернуть, или на охранника прыгнуть.
Этим список боевых качеств Стикса и заканчивается. Не боец он. Правда, есть некоторая возможность слегка подкачаться по мере прохождения. За каждое задание дается награда, которую можно потратить на гоблинские апгрейды: тише спрыгивать, дальше ножики кидать, и так далее. Но Стикс не получит ничего, что превратит его в убермашину для убийств. Загрузить десяток флаконов с Янтарем или эликсиром жизни? Фиг вам, нате два. Ножиков метательных побольше? Окстись, милый, твое имя – Стикс, а не Эцио Аудиторе. На тебе лучше щепотку песка. Плюнешь в нее, получится шарик, которым можно издалека затушить факел.
На штурм!
Башня огромна. Каждая локация – внешне беспорядочное, но отлично спланированное нагромождение обширных залов, маленьких комнатушек, узких галерей и крысиных ходов. Тщательно подобранное освещение, правильно разбросанные укрытия и препятствия, грамотно расставленные часовые – все это вместе производит впечатление целостности и продуманности.
Уровни разнообразны, вариантов прохождения – в достатке. Вот так грохнешь кого-нибудь, а через минуту выяснится, что можно было и не убивать никого, а воспользоваться какой-нибудь дыркой в стене. Или сверху где-нибудь пробежаться. Или вообще через другую комнату пройти. Ну, или да, убить всех, постепенно, шаг за шагом вырезая всю эту розовокожую нечисть.
Правда, исследовать все эти просторы особого стимула нет. Да, если посчастливится, в каких-нибудь отдаленных залах можно найти головоломки – прямо как в Prince of Persia, только раз в пятьдесят проще, да и призом будет не переход в следующую локацию, а какой-нибудь пузырек. Мелочь вроде монеток и значков, разбросанная в укромных уголках, и вовсе не впечатляет. Лучше уж побыстрее прошмыгнуть к цели и на выход – пока не наподдали.
Бей чужих, чтоб свои боялись
Охранников достаточно много, чтобы слегка помандражировать, сидя под столом. Они бывают разными: простые мечники, арбалетчики, рыцари и даже магически подкованные «инквизиторы». Но всех их объединяет один фактор – они исключительно, беспросветно и непроходимо тупы.
Они с маниакальным упорством бредут по запрограммированному пути, и лишь изредка над их головами зажигаются желтые, оранжевые или красные лампочки, означающие расстояние, на которое они способны отойти от своего маршрута. Желтый – озадаченно потаращиться в твою сторону, красный – пробежаться по прилегающей территории. Но конец один – эти многополигональные зомби возвращаются на свой маршрут и продолжают брести по своим делам, периодически наступая на трупы своих друзей.
Начало родословной?
Styx: Master of Shadows позиционируется как приквел к едва мелькнувшей в игровом мире Of Men and Orcs. Та вышла совсем уж никудышней, поэтому из нее выбросили чуть более 99%, оставив самое необходимое – жуткого старого гоблина с родословной длиннее истории сотворения мира.
Похудев, приквел выглядит гораздо лучше оригинала; а если «Стикса» обработать напильником, следующая серия, глядишь, и заткнет за пояс перезапущенную Thief.
Наш рейтинг: 7.8
Текст: Дмитрий ПРОСЬКО