Мегакорпорации – несусветная гадость. Были бы они шоколадом, его бы готовили из мышьяка, тухлых яиц и куриного помета, чтобы радовать незабываемым вкусом злейших врагов.
Даже будучи обряженными в овечьи шкуры человеколюбия и законопослушания, мегакорпорации так же милы и приятны в обращении, как стадо голодных тираннозавров. И это в наше время, когда их держат на относительно коротком поводке антимонопольного права и профессиональных союзов.
В киберпанке Satellite Reign последний антимонопольщик был, по слухам, съеден еще неандертальцами. Которые затем закусили профсоюзными лидерами и вымерли. Не каждый в эти сказки верит, но против фактов не попрешь – поводков для мегакорпораций не осталось. От слова вообще. Ни коротких, ни длинных, ни кружевных в розовый цветочек. Чем клятые буржуи без зазрения пользуются.
Подпольная четверка
Главный населенный пункт игры (он же единственный) – безымянный мегаполис. Полагаю, разработчики не стали заморачиваться с использованием реальных аналогов, чтобы не тратить скудные ресурсы на аутентичность. Ну и заодно подразумели, что в светлом от неоновых огней киберпанковом будущем все мегаполисы на одно лицо системы «звериный оскал капитализма».
Данный конкретный «оскал» вышел более чем характерным. Жизнь в городе иногда идет, а иногда передвигается короткими перебежками, дабы не попасться на глаза корпоративным патрулям, что встречаются если не на каждом шагу, то на каждом перекрестке уж точно. Правовая система сводится к очень простой формуле: за любое серьезное нарушение – расстрел на месте. Судьи, прокуроры и палачи – все те же корпоративные секьюрити. И вот в эдаком райском уголке неожиданно завелись недовольные. Воистину этим людишкам не угодишь.
Недовольные, впрочем, – не какие-нибудь банальные революционеры-идеалисты, а непонятная организация, желающая стибрить чужие спутники связи и принести счастье всему миру. Даром, немедленно и в приказном порядке. Выживание мира при этом опционально. Концовка в Satellite Reign одна, но чтобы докопаться до причин происходящего просто дойти до финала будет недостаточно. Придется еще порядком порыться в информационных терминалах, которые спрятаны в самых дальних закоулках города.
Коллектив подпольщиков подобрался сплоченный, но небольшой. Практически крошечный. Даже не очень верится, что вчетвером можно навязать свою волю всей повсеместной корпоративной сволочи. Но это совершенно напрасный пессимизм – можно, и еще как. Плохо, что не дают создать героев на любой вкус. Хотя это, наверное, вытекает из особенностей жанра, который куда больше стратегия, чем RPG.
Через задний проход
Все же персоналий сильно не хватает. Их, можно сказать, вообще нет – есть абсолютно лишенные какой-либо индивидуальности болванчики, исполняющие боевые роли. Ролей ровно столько же, сколько членов подпольного коллектива – четыре. Солдат, как ему и положено, солдатствует. У него самые большие и мощные пушки, самая толстая броня, куча здоровья, и он может вызывать огонь на себя в стиле классического ММО-танка.
Вспомогатель (Support), что характерно, вспомогает. Умеет вдохновлять коллег на ратные подвиги за счет лидерских качеств. А еще имеет в арсенале некое технологическое чудо, замедляющее течение времени. Когда сей агрегат идет в ход, возникает эффект, очень близкий по смыслу к паузе. В результате игроки могут без суеты раздавать команды бойцам, что делает Satellite Reign вполне играбельной даже с точки зрения тех, кто на дух не переносит RTS.
Это не глюк графики, а режим замедленного времени в бою
Роль хакера объяснять смысла нет – киберпанк без хакера, что путешествие на Луну без связи с центром управления полетом. Даже думать о таком не хочется. Наконец, секретный агент (Infiltrator) – типичный рыцарь плаща и кинжала. Хотя в данном конкретном случае – скорее, рыцарь катаны и устройства невидимости. Первой он бойко шинкует на чипсы почти все подряд. А при помощи второго может просачиваться даже в полную вражескую задницу, вставлять ей десятиведерную клизму и возвращаться назад живым и здоровым.
Это очень полезное качество, ибо задниц в Satellite Reign – до пятой точки. В принципе, вся игра – один большой поход через задний проход и иные внутренние органы к сердцу и мозгам местной гидры капитализма. Причем у этой гидры много не только голов, но и тел. И каждое – отдельный корпоративный организм, от которого подпольщикам что-то нужно: прототип оружия, брони или имплантата, редкий чертеж, важные сведения, ценные сотрудники... А лучше все сразу.
Хорошо, но не очень
Изымать добро лично я рекомендую тихо и аккуратно. Хотя, конечно, каждый сам себе хозяин-барин и может пытаться переть тяжелым танком напролом, надеясь на высокие морально-деловые качества команды. Вот только хочу предупредить, что враг совершенно не приемлет честных боев и предпочитает брать количеством, не забывая при этом о качестве. Так что тише едешь, дольше будешь.
Режим сканирования. Добывает ценную информацию о людях и нелюдях
Параллельно инфильтрации корпоративных внутренностей команда (посредством аутсорсеров или собственных спецов) ведет технологические исследования добытых прототипов и по истечении какого-то срока получает неисчерпаемый доступ к изученному арсеналу. Арсенал – классический киберпанк, где старый, но все еще добрый огнестрел соревнуется за пользовательскую любовь с модерновыми лазерами и плазмой.
Или не соревнуется, потому что у каждого типа ствола – своя фишка. Огнестрельные, например, не имеют сильных или слабых сторон. Лазеры здорово проникают через силовые щиты и сильно жгут нежное человеческое мясо. Однако перед броней пасуют. Зато ее (броню) рвет в клочья плазма. Отсюда следуют тактические нюансы и стратегический курс на максимальное разнообразие оружейных закромов.
Ролевая система представляет собой набор общих и уникальных навыков для прокачки, хотя разнообразием не поражает. Но опять же следует заметить, что речь идет не об RPG, а о стратегии. И по стратегическим стандартам ролевые элементы выглядят совсем не элементарными.
Вся подноготная Солдата
Боевая система очень похожа на классические тактики Commandos и Commandos 2. Точно так же рекомендуется скрадывать вражескую непись, прячась в тенях или за объектами и не попадаясь в поле зрения людей, дронов и камер наблюдения, чтобы в нужный момент в нужном месте нанести хирургический по точности удар. Фанаты обеих классик должны быть в восторге.
Хотя, может, и не должны – кто этих фанатов знает. На мой же вкус Satellite Reign сильно не хватает сюжета и геймплейного разнообразия – ее игровой процесс настолько свободен от любой последовательности, что рельсы сюжетной линии начинают казаться не худшим из зол. Сейчас на любую миссию разрешают отправиться в любое время, и при этом никто не мешает забить на задание прямо в процессе его выполнения, чтобы пойти ограбить соседний банк. Еще хотелось бы побольше стратежности. Неплохо, например, было бы добавить какую-нибудь базу и ее микроменеджмент. И тяжелую технику, в том числе ховеркрафты, как в Syndicate Wars. Остается надеяться, что разработчики хорошо заработают на продаже Satellite Reign, а затем выпустят сиквел, в котором учтут все пожелания.
Текст: Рафаил ФАТКУЛИН