Доподлинно неизвестно, какая муха так сильно укусила Square Enix, что солидный издатель решил вложиться в разработку адвентюры Murdered: Soul Suspect.
Как бы ни любили этот жанр уже начинающие седеть игроки со стажем, все же его представители в массе своей давно сошли с подмостков высокобюджетной сцены и теперь колесят по всяким ярмаркам типа Kickstarter.
Если бы еще у разработчиков был какой-нибудь Дэвид Кейдж за пазухой – так ведь нет. У них даже движка современнее Unreal Engine 3 за этой самой пазухой не оказалось. И в результате получилось, что в пору дебюта консолей нового поколения, когда технологии уже всерьез приблизились к тому, чтобы обсчитывать физику каждого волоска в трехдневной щетине главного героя, Square Enix выпустила игру, «щеголяющую» картинкой, с которой в клуб проектов ААА-класса перестали пускать еще лет пять назад. Вот скажите, что это за муха была? Потому как мы очень хотим ее найти и сказать ей наше большое человеческое «спасибо».
Земную жизнь пройдя до половины...
Анонсирована Murdered была на прошлогодней Е3, и если что и позволило ей не затеряться на той выставке, так это сюжетная завязка. Все-таки нечасто приходится иметь дело с играми, в которых главного героя приканчивают уже в стартовом ролике, а затем отправляют его призрак на поиски убийцы. Причем не какого-нибудь обкурившегося афроподростка, но натурального маньяка, наводящего ужас на американский городок Салем.
Однако завязка – это, конечно, хорошо, но даже не полдела. Сколько можно вспомнить игр, сценаристы которых начинали за здравие, а заканчивали невнятным лепетом про очередное пришествие инопланетян или еще какой банальщиной. Именно поэтому от Murdered поневоле приходилось ждать подвоха, что рано или поздно сюжет пойдет в разнос, объявит беспощадную войну логике и придушит интригу собственными руками. В то, что разработчики взяли и сыграли свою пьесу почти без единой фальшивой ноты, поверилось лишь, когда по экрану поползли финальные титры.
Почему «почти»? Потому что если покопаться, то нестыковки найти можно. Особенно они становятся заметны, когда мысленно пытаешься воссоздать цепочку описанных в игре событий. Тут натыкаешься на спорное решение, там примечаешь, что мотивы персонажей авторы слегка подработали напильником. Но сделали это так умело, что при самом прохождении внимания на подобные сюжетные заусеницы вовсе не обращаешь.
Зато обращаешь его на разные мелочи, на сей раз уже со знаком «плюс». Например, как изящно был решен вопрос знакомства игрока с главным героем, детективом Ронаном О’Коннором. В Murdered для этого хватило буквально одной минуты. Говорят, что за мгновения до смерти перед человеком пробегает вся его жизнь, этой-то лазейкой и воспользовались разработчики, чередой сменяющихся образов обрисовав непростую жизнь умирающего сыщика, ирландца по национальности и еще более ирландца по характеру.
А как они сохранили интригу по ходу расследования! Ведь понимать суть происходящего начинаешь где-то по достижении сюжетного экватора. Тут-то бы и догадаться, кто был убийцей, ан нет – не выйдет, извольте еще помучиться в неведении. Как бы ни казалось, что еще чуть-чуть, и все станет понятно, поверьте, финальная сцена еще вас удивит.
Мне сбоку видно все
Тот факт, что расследование ведет призрак, накладывает на его ход определенный отпечаток. Например, Ронан не может поднимать предметы или вести записи, а общаться из живых приходится только с девушкой-тинейджером по имени Джой, которая помимо бурно прогрессирующего переходного возраста может похвастать еще и врожденными талантами медиума.
Большую часть времени Ронану предстоит осматривать различные места, так или иначе связанные с преступлениями разыскиваемого им маньяка. Высматривать улики, запоминать мелкие детали и время от времени выстраивать на основании полученной информации простенькие логические цепочки. Разрешается вселяться во встреченных персонажей, чтобы прочитать их мысли, подсмотреть, скажем, в блокнотик, если таковой имеется, или помочь вспомнить какие-то детали, которые могут пролить свет на поиски убийцы. Где-то со второй половины игры Ронан научится телепортироваться на короткие расстояния – трюк не столько полезный, сколько эффектный.
Point&click-интерфейса тут нет и в помине, все локации приходится обшаривать на своих двоих самолично. Кстати, играть в Murdered даже на PC лучше с геймпада. Первый, но не в последний раз к этой мысли приходишь еще в стартовом меню, когда понимаешь, что мышка в нем не работает.
Ронан – призрак, прямо скажем, пониженной проходимости. В здания он можем попасть, только если есть открытая дверь или окно. Как нам объясняют в самом начале, виной тому тот факт, что вся недвижимость в Салеме была освящена. Зато внутри разрешается более-менее спокойно ходить сквозь стены. Ограничений несколько. Первое – невидимые глазу простых смертных расселины. Стоит в такую угодить, как чьи-то загребущие лапы схватят Ронана за ляжку и утащат в преисподнюю. Второе – призрачные остатки прежних зданий, на месте которых построен нынешний Салем, через их стены пройти не получится. С древним и потусторонним в Murdered вообще шутки плохи: если обычная машина проедет сквозь детектива, не причинив ему никакого вреда, то вот колеса паранормального паровоза перемелют нашего героя что твою Анну Каренину.
По ходу дела удастся встретить духов других жителей города. При случае они могут поплакаться о своей судьбе и даже попросить об услуге, мол, что-то не могу найти я свое тело, не поможешь? Удерживает призраков в Салеме обычно какое-то незаконченное дело. Именно благодаря этой силе ведет свое расследование и Ронан.
Мы подошли из-за угла
Murdered была бы уж совсем неспешной адвентюрой – пришел, собрал улики, поболтал за жизнь с парочкой товарищей по загробной жизни и пошел дальше, – если бы разработчики не решили добавить в игру элементы жанра survival horror. Пугать нас призваны призраки, которые так долго не могли найти упокоения, что превратились в демонов – весьма мерзких созданий, питающихся чужими душами. Вот им-то Ронану лучше на глаза не попадаться. А коль попался, будь добр искать место, где спрятаться. В качестве таковых призваны служить сгустки белого тумана, имеющие человеческие форму (невидимые глазу обычных жителей Салема). Расположены они обычно группами, на таком расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было незаметно перемещаться. Сделано это неспроста: демон, если «принюхается», может и обнаружить вас в вашем убежище (и тут, конечно, нычку лучше поменять). Словом, видишь кучу «облачков», значит, ворог рядом. Или будет рядом, когда Ронан в следующий раз окажется в этом месте. Справиться с нечистью можно, и для этого не нужны ни распятия, ни святая вода – достаточно прокрасться сзади и лихо сбацать QTE. Что, конечно, вызывает немало вопросов: демоны, получается, щекотки боятся? Элементы сурвайвала после такого, может, и остаются, но вот хоррором уже точно не пахнет.
Но это все, конечно, мелочи. Главное же, что создателям Murdered удалось почти идеально вписать отличный сюжет в ход расследования. Здесь нет глупых пазлов, понатыканных на ровном месте только для того, чтобы увеличить длительность игры. Да, поставить точку в истории Ронана О’Коннора можно часов за 6. Но эти часы вы будете вспоминать еще очень долго.
Murdered нельзя сравнить с триллерами упомянутого Дэвида Кейджа: не та глубина погружения, не та степень детализации, но вот со Still Life – вполне можно. И тот факт, что не сыскавшая никаких лавров на квестовой ниве студия смогла взять и сварганить такую игру, – это, пожалуй, один из главных сюрпризов текущего года. Разумеется, со знаком «плюс».
Наш рейтинг: 8.0
Текст: Александр ВАСНЕВ