20 мая 2015

В закоснелом жанре постапокалипсиса сложно угодить фанатам, даже если ты – Джордж Миллер, режиссер первых двух «Безумных Максов» и половинки третьего, у тебя есть 150 миллионов долларов и ты не побоишься ими воспользоваться.

П

оэтому Миллер не стал копировать удачные идеи из собственных фильмов (хотя больших и малых отсылок хватает), не стал ориентироваться на то, что было создано после старых «Максов» (хотя в кадре нет-нет да и повеет то Fallout, то Borderlands). Вместо этого он просто взял и опять придумал весь этот ваш постапокалипсис с нуля.

Прощайте, панки и байкеры в косухах. Привет, полуголые лысые альбиносы, религиозные фанатики и забинтованные уроды. На смену тюнингованным «масл карам» и спортивным багги приходят шизофренические многоколесные монстры, рядом с которыми техника орков из «Вархаммера» кажется чистой и скучной. Капельницы из живых пленников и жуки как закуска к сырым ящерицам. Ограничения на бензин и боеприпасы сняты – за кадром и нефть качают, и патроны штампуют, так что можно не скупиться. Кого-то раздражала излишняя чистота кожи и одежки жителей Пустоши? Теперь все, что не бесформенный мутант, то разваливающийся от лучевой болезни живой труп. А уж боссы банд, страдающие всеми венерическими и психическими заболеваниями разом, будут являться в кошмарных снах – таких мерзких морд и телес Голливуд зрителям не показывал уже давно.

На фоне парада уродов еще сильнее сияют ангельской красотой невольницы из гарема главаря бандитов, в погоню за которыми и отправляется вся рейдерская рать. Впрочем, сам Макс Рокатанский равнодушен к женским прелестям – к четвертой серии он наконец-то начал оправдывать прозвище «Безумный». Галлюцинации и голоса в голове стали для самого крутого копа Австралии столь частыми гостями, что компанию милым дамам он составляет в основном для того, чтобы не оставаться наедине со своими тараканами.

Жестокому миру – жестокие нравы: даже положительные герои не особенно заботятся о высокой карме, а по другую сторону баррикад мораль и вовсе не ночевала – о том, что в рейдерской коммуне можно делать с невольниками обоего пола, Миллер знает если и не все, то многое. Задумываться об условиях труда и соцпакете миньонам главзлодея некогда – в посмертии им обещана Вальгалла с чизбургерами.

Милитаристским самцам противопоставлена спасающая наложниц рейдерша Фуриоза (Шарлиз Терон) и союзная ей банда эмансипированных старушек-байкерш. Из-за высказываний этих героинь «Макса» уже успели обвинить в оголтелом феминизме, но, право же, мужененавистничество местных амазонок не только сюжетно обосновано, но и неплохо уравновешивает шизофрению рейдеров-мужиков. Хороших здесь нет, хорошие давно в радиоактивном пепле покоятся.

Два часа «Безумного Макса» – это два часа практически непрерывного, фантастически красивого экшена. Коротенькие лирические отступления нужны лишь для того, чтобы дать зрителю перевести дыхание, и даже любовная линия здесь на удивление уместна. Веха. Эталон. Заново открытый жанр. Планка, до которой будут пытаться допрыгнуть еще многие годы. Новый стандарт постапока, который породит новые Wasteland и Fallout, не говоря уже об осеннем игровом Mad Max.

Ступайте, псы войны, и посмотрите этот фильм. Еще раз.

Текст: Дмитрий ПУЗЬ