22 января 2015

Идеалисты говорят, что человеческая фантазия безбрежна, что не хватит и целой планеты, чтобы разместить все мыслимые комбинации условного кода, которым мы будем фиксировать ее порождения.

Н

о если отсечь всю бессмыслицу и повторы, то достойные внимания творения можно будет уместить на очень маленькой планетке, даже на астероиде.

LittleBigPlanet – уникальный случай, когда под яркой обложкой платформера для детсадовцев запрятан вполне себе серьезный инструментарий для разработки игр. Причем для его использования не нужны какие-либо специальные знания, только чувство прекрасного, так что тем, кто спит и видит себя геймдизайнером, предлагается отличный способ воплотить сны наяву.

Идее свободного творчества в LBP3 подчинено все: даже одиночная кампания – по сути, интерактивный учебник, знакомящий с особенностями игры и подкидывающий идеи для собственных уровней. Для новобранцев даже организован курс молодого творца, где в игровой форме объяснят, куда нажимать и что тянуть, чтобы сделать самый лучший уровень.

Опытные же мастера могут все это пропустить, импортировать библиотеку материалов из предыдущих частей и приступить к освоению 70 новых инструментов (в дополнение к двум сотням старых). Часть новшеств – легализованные баги прошлых LBP, другие введены по просьбам фанатов. Страшно представить, как раньше мы обходились без таких полезных вещей, как регулятор прозрачности или «фантомные» материалы, способные проходить сквозь геометрию уровня. Самое интересное нововведение – возможность дать Сэкбою в руки любой собранный предмет, будь то голова Медузы горгоны, удочка рыбака или BFG. Стоит ли говорить, как сильно это расширяет степень творческой свободы?

А вот тем, кто просто хочет погонять милый платформер с вязаными человечками, повезло меньше. Конечно, одиночная кампания стала самой кинематографичной за всю историю сериала. Этому способствует значительно расширенное игровое пространство, разжившееся тринадцатью дополнительными слоями «глубины», что позволяет ставить более объемные сцены и брать интересные ракурсы. К тому же человечки стали активнее двигаться и разговаривать членораздельной речью (за исключением главных героев, которые немы, как Гордон Фримен).

Однако сюжетная линия коротка и в основном сконцентрирована на Сэкбое, в то время как новичкам Тогглу, Оддсоку и Свупу уделяется внимание постольку-поскольку. Удивительно, что уровни не строятся вокруг комбинирования способностей этих персонажей, вместо этого каждому из них отведены отдельные игровые сегменты. Небольшое количество этапов компенсируется разнообразием – два уровня для одного и того же героя могут кардинально отличаться.

Поэтому, чтобы вволю наиграться в платформенную LBP3, в любом случае придется знакомиться с творчеством других игроков, которое по объему и вправду тянет на полноценную планету. К сожалению, во многом безжизненную и заставленную табличками «H4H» – но это лишь повод сильнее любить тех творцов, кто покрывает поверхность планеты памятниками собственной неудержимой фантазии и нечеловеческой усидчивости (а заодно оценить труд модераторов, которые еженедельно делают новую подборку лучших творений). Кроме того в LittleBigPlanet можно наслаждаться как своеобразным музеем творчества независимых разработчиков и исследовать залежи уровней, получая удовольствие просто от разгула человеческого воображения. По крайней мере, пока в мозгу что-то не щелкнет и не проснется безудержное желание творить – то есть начать, наконец, использовать LBP3 по прямому назначению. 

Текст: Петр МАТАФОНОВ