За окном – зимний вечер. Солнце уже часа три как село. Окна занавешены плотными шторами, отчего в комнате была бы выколиглазная темень, если бы не экран монитора, разбавляющий мрак своим светом. Очень, впрочем, умеренным.
Потому что на экране тоже ночь. Только это – совсем другая ночь. Подсвеченная мириадами светляков-звезд ночь открытого космоса за бортом кабины звездолета. Добро пожаловать в Elite: Dangerous.
Истории о роли «Элиты» в деле покорения виртуального космоса уже давно стали банальностями. И в этом заключена их высшая правда – спорные вещи, в конце концов, банальностями не становятся. Впрочем, банальностями никогда не станут и истории о роли «Элиты» в видеоиграх. Хотя бы потому, что в видеоигры нынче играют десятки миллионов человек, и абсолютное большинство их о космической леталке 1984-го года выпуска ничего не слышало и вряд ли когда-нибудь услышит.
Однако знатоки и специалисты называют «Элиту» первой видеоигрой с открытым геймплеем и прослеживают ее влияние на все произведения схожих жанров. Вплоть до The Elder Scrolls и Grand Theft Auto. Неудивительно, что у столь легендарного игрища хватает поклонников. И тех, кто до сих пор не может забыть самые первые впечатления от космической бескрайности и свободы (только официальных покупателей у Elite более 600 тысяч человек). И тех, кто влюблен заочно, но не хочет встречаться, чтобы не калечить теплые чувства убогим видом допотопной графики.
Именно в этой привязанности следует искать корень невероятных финансовых рекордов Star Citizen: Крис Робертс никогда не скрывал верности идеалам «Элиты», обещая сделать свой новый проект их квинтэссенцией. Однако еще до того создатель оригинала Дэвид Брейбен объявил всем последователям культа о задуманном продолжении, чем вызвал закономерный энтузиазм.
Бес проблем
Почти три долгих года энтузиазм наливался и разбухал народным нетерпением. Чтобы наконец-то прорваться ушедшего 16 декабря, когда Elite: Dangerous официально открыла для полетов все свои 400 с лишним миллиардов звездных систем (для сравнения – в EVE Online звездных систем менее десяти тысяч). Разумеется, столь умопомрачительная величина никак не была бы возможна без процедурной генерации, отчего игроками уже обнаружены многочисленные казусы, противоречащие научным теориям и здравому смыслу. Однако беспрецедентное количество оправдывает отдельное недостаточное качество. На мой, как минимум, взгляд.
Замечены за игрой, впрочем, были и более существенные промахи. Самым существенным из которых стало истребление за месяц до релиза оффлайнового режима. Вернее, режим практически наверняка истребили задолго до того как, только держали это в совершенно секретной коммерческой тайне. И выдали ее лишь тогда, когда прочих разумных альтернатив не оставалось.
На отдельных потенциальных (и даже кинетических) пользователей такой изподвыподверт произвел неизгладимо отрицательное впечатление. Они организовали форумные пикеты и митинги с требованиями вертать взад либо режим, либо пожертвованные ими финансы. Но основная пользовательская масса протест не поддержала, так что серьезного влияния инцидент на игру не оказал.
Наверное, зря. Так как несмотря на все заверения, что их онлайн – самый лучший онлайн в мире, способный стремглав летать даже при кошмарном коннекте публичного «вайфая», действительность оказалась слегка иной. Или не слегка – в зависимости от пользовательского настроения и нервной организации. Ибо в разгар новогодних праздников, когда все прогрессивное человечество традиционно разбежалось по любимым виртуальным мирам, сервер Elite: Dangerous начал открыто выражать неудовольствие навалившейся нагрузкой проверенным временем способом – лежачей забастовкой.
В результате кто-то не мог войти в игру, кто-то регулярно выходил из нее по не своей воле, а кого-то совсем замучили лаги и глюки – сервер иногда умудрялся забывать прогресс пилотов, отчего те теряли серьезные исследовательские достижения и связанные с ними награды. Параллельно выяснилось, что граждане Соединенного Королевства в праздники тоже предпочитают отдыхать. Поэтому техническая поддержка трудилась без энтузиазма и чаще капитулировала перед проблемами, чем одерживала над ними победы.
И тем не менее, технические недоработки не стали кошмаром игры, отравившим удовольствие и убившим радость. Да, случались неприятные инциденты, присутствовали пострадавшие, имели место истерики, однако все – в умеренных количествах. Не сравнить с катаклизмами SimCity, Diablo 3 или Battlefield 4. Я ж и вовсе ни разу ничего проблематичного не испытал, а неиспытавший испытавшего не разумеет. Можете обвинить меня в равнодушном цинизме – я смиренно стерплю, так как самому немного стыдно, что оказался таким счастливчиком.
Почти настоящий космос
Посыпав голову пеплом самокритики и стряхнув с кармы мусор самодовольства, приступлю теперь к самому интересному – к геймплею. После чего немедленно замечу, что космос в Elite: Dangerous невероятный. Почти что настоящий. Ощущения свободы и бескрайности из него льются ниагарским водопадом, но ты их как-то умудряешься впитывать все до последнего брызга и, в конце концов, накачиваешься до состояния тотального обалдения. Особенно если не размениваешься по пустякам на суетное. Вроде охоты или разбоя на большой космической дороге.
Я уже отмечал выше, но все равно повторюсь: 400 миллиардов звездных систем – это очень много. Это очень много, даже если просто нарисовать число со всеми его ноликами и ни разу не запутаться. Но это совершенно за пределами воображения, если всерьез попытаться представить себя исследующим бездну космических объектов, что там обитают. Самые цветистые образы Великого и Могучего покажутся убогим косноязычием на фоне грандиозности всего-то одной не бог весть какой галактики.
Поэтому не забивайте себе голову бессмысленной лирикой, а просто летите куда глаза глядят. Или проложите маршрут к какой-нибудь знакомой звезде (Бетельгейзе, например, – реально здоровенный красный супергигант). Или попытайтесь добраться до самого края, чтобы дальше – только черная пустота межгалактического пространства. Или придумайте что-нибудь сами. А чтобы не передознуться масштабами, занимайтесь параллельно полезным. Например, исследованием звезд и планет.
Кстати, весьма выгодное занятие. Потому что соответствующие NPC-организации платят за ценные сведения. Их отделения находятся практически на каждой станции, а расценки зависят от пользы народному хозяйству. Очень ценятся системы с планетами, годными для терраформинга. Люди иногда с таких исследовательских рейдов возвращаются мультимиллионерами. Правда, без должной подготовки в этот бизнес лучше не лезть.
Потому что стандартные сканеры слабы – нужно что-нибудь помощнее. За приличные деньги. И корабль желателен приличный, чтобы от пиратов отбиться, в трюм что-нибудь засунуть и прыгать на достойное расстояние. Хотя сканер, пожалуй, – самое важное. Так как системы иногда попадаются прездоровенные, и без хороших электронных глаз вряд ли что-нибудь найдешь и исследуешь. А на собственные глаза в звездном океане лучше не полагаться.
Когда же одиночество средь звезд наскучит, тогда прямой путь на большие караванные дороги. Чтобы всегда держать руку на пульсе. Или на гашетке пульсового лазера. Благо одно другого не исключает.
Без Орды, но с Альянсом
Боевая карьера в Elite: Dangerous не поражает необычностью. Можно убивать злодеев. Можно самому быть злодеем. Можно самому быть злодеем и убивать злодеев. Параллельно не возбраняется выполнять миссии для многочисленных локальных фракций. Которые, впрочем, в той или иной степени связаны с основными тремя силами галактики: Федерацией, Империей и Альянсом.
Первая – стандартное сборище толпы людишек в духе современных демократических традиций с поправкой на расплодившиеся мегакорпорации. Есть мнение, что демократии там практически не осталось – всю власть захапали клятые корпораты. Но в Федерации хотя бы запрещено рабство, и это выставляется как огромное социально-политическое достижение данного союза. Но мне кажется, что корпорациям просто не хочется возиться с рабами – проще свалить всю работу на машины.
Имперцам возня с рабами как раз таки не в тягость, а в радость. А еще у них официально разрешено клонирование человеков разумных. Тоже преимущественно с эксплуататорскими целями. Более всего в Империи ценятся понты и богатство. Даже трудно сказать, в каком именно порядке. Нынешний император стар и свалил свою работу на советников. Его наследник – светский щеголь и тунеядец. Зато сенаторы действенны, но терпеть друг друга не могут. И некоторые из них спят и видят себя на имперском троне. Очень милое общество.
Наконец, Альянс – самый молодой и прогрессивный. Так как Орда в галактике отсутствует, то альянсеры обратили весь свой праведный гнев на Империю. За рабов, клонов и вообще. Федерацию они тоже не очень жалуют, ибо подавляет свободу и культивирует авторитаризм. Однако все же терпят и почти дружат. Особенно в сравнении с отношением к долбаным рабовладельцам. Очевидный выбор для либералов и правозащитников.
Есть еще четвертая фракция – Федерация пилотов. Но она – по ту сторону идеологических барьеров и оценивает исключительно летные достижения, за что раздает ранги – от новичка до элиты. Причем в трех независимых сферах деятельности: боевой, торговой и исследовательской. Кстати, разработчики заплатят по тысяче британских фунтов каждому первому специализированному «элитнику». А достигший раньше всех высшего ранга по всем трем специальностям получит десять тысяч фунтов. Неплохой бонус к домашнему бюджету. Жаль только, что не для всех.
Истреблять корабли ради наград лучше всего в анархистских системах. Не потому что платят больше, а потому что убивать можно всех подряд. Нужен лишь специальный сканер, чтобы отличить оцененных от неоцененных. Увы, этот сканер в суперкруизе (режим для достижения скорости от 30 км/с и выше, а также для прыжков между звездами) не работает, поэтому охотиться рекомендуется около навигационных бакенов, где звездолеты вываливаются в стандартный космос.
Но если принципы позволяют уничтожать только нарушителей законов родной фракции, то проще устроиться в системе с действующими законами. В них даже стандартный сканер указывает пилотов, за уничтожение которых на одной из местных станций можно получить какое-никакое бабло. Сканер, кстати, в суперкруизе видит и классифицирует пилотов очень издалека, поэтому проблема не в обнаружении, а в перехвате.
У данного режима полета есть один большой минус – в нем не работает оружие. С выпущенными турелями в суперкруиз попросту не войти. И чтобы выбить из него другой корабль, нужен специальный перехватывающий девайс – Frame Shift Drive Interdictor. В этом имени первые три слова означают тип движка, используемый для скоростных полетов. А четвертое – собственно прерыватель режима.
Наловчиться его использовать – не то что не бином Ньютона, но даже не квадратное уравнение. Простенькая задача. Бой иногда дается куда труднее. Главное в нем – вовремя купить себе «Вайпер» (модель истребителя) и не бросаться на «Анаконды», пока не разберетесь в методах их истребления. Еще надо уметь стрелять. Или пользоваться турелями на подвижном креплении (gimbaled) – они наводятся на цель сами.
Бедность – порок
Интересным представляется вопрос управления. Именно им в первую очередь задается человек, думающий о приобретении ED: сможет ли он нормально пользоваться игрой без приличного джойстика, а то и банальными мышью с клавиатурой либо консольным геймпадом? Ничего не скажу насчет последнего, но сам летал исключительно с мышиным контролем. Не встретил особых сложностей, хотя практически уверен, что джойстик поудобнее будет. Просто потому что джойстики всегда удобнее, если речь не идет об аркадах.
Однако если стезя аса по причине сложностей с управлением или врожденного пацифизма не прельщает, можно заняться торговлей. Только осторожно. Так как всегда есть шанс, что перехватят и отстрелят груз, а то и весь корабль – грузовики такие неповоротливые. Против игроков шансы вообще мизерные, хотя живых пилотов не так много (особенно относительно количества систем), да и соло-режим решает проблему PvP со стопроцентной эффективностью.
Но пиратством любят баловаться и боты. Причем имеют привычку набрасываться без всякой видимой для себя выгоды. Например, на истребители без груза и метки «их ищет милиция». А уж жирного торговца и подавно вряд ли пропустят. Зато в случае удачи можно оседлать выгодный маршрут и грести кредиты роторным экскаватором, презрительно насмехаясь над асами-нищебродами.
Деньги, впрочем, – единственный приятный бонус от хозяйственной деятельности. После роскошных промышленных империй серии «Х» банальность спекуляций новой «Элиты» может сильно разочаровать. Хотя «успокоения» ради замечу: игра вообще выглядит далекой от завершенного вида. И я совсем не про недоделки. С ними как раз все в порядке – их почти нет.
Но, например, 15 готовых кораблей, из которых два – фракционные (Imperial Clipper и Federal Dropship можно купить лишь при достаточных отношениях с соответствующими союзами), не поражают разнообразием. А если вспомнить, что разработчики обещали не менее пары десятков звездолетов для полетов в релизе, то выйдет неплохой повод для обиды.
Пожалуй, бедность контента – главный барьер на пути бесконечных полетных часов в игре. И даже все 400 миллиардов аргументов «против» его не устранят. Зато его могло бы устранить социальное взаимодействие пилотов, вот только режим альянсов тоже пока не завезли. Разумеется, Дэвид Брейбен с компанией обещают обязательно дополнить и улучшить. Причем уже в ближайших DLC. Но когда те DLC еще выйдут…
Текст: Рафаил ФАТКУЛИН