21 ноября 2014

D4 появилась, как чертик из табуретки. Еще в июне на E3 о ней говорили, как о чем-то отдаленном и почти аморфном, а тут – будто щелкнуло что-то в коллективном мозгу издательства, и сотрудники решили, что игру пора выпускать.

Б

ез особой шумихи со стороны пиар-отдела, практически под покровом ночи, они скомпоновали все, что было готово (а это два эпизода да обучающий управлению пролог), и выставили «Первый сезон» на виртуальную витрину. Нешаблонный маркетинговый ход, вполне соответствующий нешаблонности самой игры.

D4 – настолько авторская игра, что ее ожидаешь увидеть скорее в разделе Greenlight или на инди-развале, чем под крылом Microsoft. Даже директор разработки, Хидэтака Суехиро (он же Swery), предпочитает, чтобы его называли не дизайнером, а режиссером. Эта странность, скорее всего, объясняется тем, что D4 близка к последним интерактивным приключениям Telltale Games, которые играми можно назвать с большой натяжкой. И хотя в D4 игровых механик гораздо больше (есть даже система набора очков и таблицы рекордов), к развитию истории они не имеют никакого отношения.

Memento momentum

Первые минуты игра маскируется под нечто серьезное: мертвая жена, грустная музыка, пьющий детектив, галлюцинации, закадровый голос и хлопья снега. Даже уникальную способность возвращаться в прошлое с помощью предметов-«сувениров» наш герой, Дэвид Янг, планирует использовать не для того, чтобы предотвратить убийство супруги, а дабы найти и покарать виновных.

Пересчитав клише по пальцам и вспомнив, что предыдущей игрой Swery был твинпиксоподобный «мистический хоррор» Deadly Premonition, веришь, что уже знаешь, о чем эта игра, – и тут в квартиру детектива вламывается девушка-кошка. Будем знакомы: это Аманда, она прибыла сюда на ПМЖ прямым рейсом из игр 18+, и выгнать ее обратно не получится. Зато ей можно дарить подарки и наряжать в нелепые наряды, – за это она премирует детектива танцем и скидкой в ее лавочке. Спекулирует девушка преимущественно едой и одеждой, причем обновку прикупить можно не только ей и главному герою, но и другим персонажам. Для Дэвида костюмы даже меняют три характеристики: здоровье, проницательность (отвечает за подсветку активных точек) и выносливость.

Последняя вступает в дело, когда детективу надоедает играться с Амандой и он принимается собственно за расследование. Пока герой действует в прошлом (в текущих эпизодах D4 локация всего одна – летящий самолет), любой шаг отнимает очки выносливости: открыли дверь – израсходовали три очка; начали говорить с кем-нибудь – будьте готовы списывать со счета за каждую тему разговора. Если шкала выносливости обнулится, персонаж потеряет сознание, причем анимация зависит от того действия, на котором детектива «вырубило»

Чтобы избежать обморока, Дэвиду Янгу приходится закидывать в рот все съедобное в радиусе досягаемости. А когда запасы кончатся – закупаться у все той же девочки-кошки или, вернувшись в настоящее, объедать приятеля, всегда готового закатить для друга пир.

Круто сваренный

При всей необычности окружения, расследование Дэвид ведет точно так же, как и большинство других детективов в последнее время. То есть вместо того, чтобы думать, анализировать происходящее и сопоставлять факты, он занимается рукоприкладством и болтовней. Если пропускать дополнительные квесты, мини-игры и охоту за трофеями, то игру можно пробежать, просто разговаривая со всеми подряд и щелкая по всем активным точкам. Застопориться можно только на пятнашках: столь дешевый пазл совсем не ожидаешь увидеть в такой неординарной игре. Не говоря о том, что это единственная головоломка в D4.

Вдобавок игра явно ориентирована на управление с помощью Kinect'а, из-за чего детектив перемещается строго по точкам, зато на каждой из них может вертеться на 360 градусов. Однако совершенно лишний и неудобный в «мирное время» Kinect отлично проявляет себя при боевых столкновениях, когда требуется применять нужные позы и изображать то удар битой, то удар по морде: пассы руками вправо-влево чувствуются более уместными и инстинктивными, чем отклонение стиков. Жаль, что при включенном Kinect'е приходится сидеть в позе «прилежного ученика», что далеко не так комфортно, как просто развалиться на диване.

В никуда из ниоткуда

D4 – игра придурковатая и несерьезная, но обаятельная в своей несуразности. Часть обаяния заключается еще и в том, что с абсурдом в соотношении один к одному мешаются серьезные щи, благодаря чему нелепости выглядят еще нелепей, а серьезности оказываются неожиданно серьезными. Выбранный способ повествования с путешествиями во времени-пространстве при дизайнерском желании способен обернуться самыми нестандартными локациями, а авторский сюжет может зайти в совершенно невероятные дебри.

Но все это – при условии, что дело вообще пойдет дальше: выкинув D4 на рынок в текущем состоянии, Microsoft, по сути, усадила разработчиков на чемоданы. Преодолеют продажи установленный показатель – продолжению быть, не преодолеют – так и закончится эта невероятная история на самом интересном месте. И если учесть пассивность пиарщиков, перспективы у D4 туманны, как глаза покойной жены Дэвида Янга.

Наш рейтинг: 7.3

 

 Текст: Петр МАТАФОНОВ