Народная мудрость говорит, что нет добра без худа, и в правоте народных масс удостоверяешься каждый раз.
Скажем, расширяешь ты игровое пространство и игровое время, и вообще насыщаешь игру новыми элементами, – а сбалансировать все усложняющуюся конструкцию становится труднее и труднее. Так и сейчас: с одной стороны, эпоха Карла Великого действительно была определяющей для западной Европы, а с другой – именно этот ее ключевой характер сыграл не самую приятную шутку с Paradox Interactive в процессе разработки Charlemagne, последнего крупного DLC к Crusader Kings II.
Потому что совсем пустить на самотек такой процесс, как создание второй паневропейской империи, было нельзя, и «парадоксы» вернулись к тому, от чего они практически отказались еще при разработке Europa Universalis III – к событиям как основному мотору игры. Если вы видите, что даже без вашего контроля франки Карла лезут, например, в Саксонию, – это значит, что просто триггерятся события. То есть, получается, придумать какие-то закономерности для создания франкской империи не получилось, пришлось забивать шурупы молотком. А бывает, что еще механика игры все-таки покажет свой норов, и угробит Карла до того, как он успеет сделать что-нибудь значимое, и все титулы достаются его брату Карломану. Право, возможно стоило оставить все за скобками, и в качестве стартовой точки сохранить кампанию The Old Gods? Все равно ведь не получилось придумать непротиворечивую механику, которая работала бы без костылей.
А что получилось? Что более или менее органично вписалось в живой организм? В первую очередь (не по важности, но в порядке, в каком знакомишься с новинками), – обновленный интерфейс выбора персонажа, который позволяет новичкам быстрее определиться с тем, за кого они будут играть. Из десятка закладок авторы выбрали пять, и к каждой приклеили по пятерке наиболее ярких феодалов (как правило, королей и тому подобных, хотя у меня есть сильное подозрение, что новичку лучше осваивать игру с независимого графства на одну-две провинции). Правда, все это тормозит, зато красиво.
Во вторую очередь замечаешь, наконец, наступившую зиму. Холодное время года визуализировалось в играх «парадоксов» с незапамятных времен первой Europa Universalis, но в какой-то момент снег в провинциях выпадать почему-то перестал. Отрадно, что погода вернулась в CK2.
Ну и самое важное – еще сто лет одиночества, позволяющие начать кампанию в VIII веке. Для долгой игры это, в целом, плюс, но есть и некоторые особенности. Например, ряд диких западных народов (ирландцы, например, или шотландцы, точнее пикты) стартуют еще в племенном строе, и им требуются определенные усилия для перехода в феодализм. Многие остаются уж слишком язычниками, а язычников в этом DLC поприжали, и построение сбалансированного государства с реформированным многобожием стало задачей куда более трудной, чем в Old Gods (что, впрочем, вполне исторично: история знает не так уж и много примеров таких стран, да и они, как правило, приходили к христианству).
Подводя итоги, можно сказать, что Charlemagne – не самое обязательное дополнение, ну разве что вам очень сильно нужны эти в принципе нелишние сто лет. Это же, кстати, можно сказать и о небольшом DLC под названием Way of Life, вышедшем совсем недавно. Конечно, он улучшает общие впечатления от игры, вводя новые события и новую механику – «фокус» развития персонажа, который позволяет улучшить параметры героя и открывает забавные возможности (типа вызвать на дуэль, подбить клинья или позвать друга побухать). Но согласиться с тем, что оно стоит 129 рублей (цена в Steam) я как-то не готов. Кстати, за Карла тоже просят довольно приличную сумму, что как-то не вяжется с объемом изменений.
Текст: Андрей АЛАЕВ