28 ноября 2014

Call of Duty: Advanced Warfare встречает игрока... тормозами.

В

начале каждой миссии далеко не бюджетный процессор Intel i5-4570 так напряженно распаковывает неисчислимые гигабайты текстур, что голос рассказчика то вдохновенный, то тревожный прерывается, а видео замирает. В результате фантастического качества интро-ролики по нарастающей рассинхронизируются со звуковой дорожкой. В финалах особенно длинных сцен Джереми Айронс, совершенно неотличимый от настоящего Кевина Спейси, просто перестает попадать губами в собственный голос. Справедливости ради надо сказать, что потом на протяжении всей миссии CoD: AW работает исключительно гладко.

Ввысь, но не вширь

По сюжету боевое крещение мы принимаем в Сеуле 2054 года. Северная Корея напала-таки на Южную, а кто же оборонит южан от агрессора, если не заокеанские киборги? Далекое будущее и наличие джетпака обещает некоторую свободу маневра. Двойным пробелом взмываем над шагающим танком и приземляемся в стороне от намеченного траншеей сюжетного маршрута. Ух ты! Свобода перемещений в «одиночке» CoD! Наконец-то! Под нами – запруженная битыми автотранспортом и кишащая неприятельской пехотой улица. Что ж, раз пошла такая пьянка, будем гулять по полной: залезем в брошенный на тротуаре автобус, прокрадемся по салону и выйдем во фланг противнику. Надо только разбить лобовое стекло... сейчас, сейчас... нет, лучше прострелить... а может гранатой? Проклятье. Ничего не выйдет, придется возвращаться на середину улицы и воевать, как велено дизайнером уровня. Характерная для всей серии конвойная идеология коридорного шутера жива-здорова и в CoD:AW – шаг влево, шаг вправо – и расстрел неизбежен. Разве что прыжок на месте больше не считается провокацией.

Неизменен и хрестоматийный комплект развлечений имени Б. Котика (артикул Act. #20-C0D-14): перестрелки в ассортименте, гонки по оживленной городской трассе с пальбой, взрывами и падением с моста в реку, осмотр достопримечательностей через триплекс танка, ознакомительная экскурсия на истребителе, тематическая комната страха «Мы с напарником как будто бы в плену», игра в прятки на секретном объекте, сафари с вертолета и немножко диверсий при помощи миниатюрных боевых роботов (на этот раз летающих). Специальное предложение 2014 года – пробежка в армированном экзоскелете, обвешанном крупным калибром и ракетами. На сладкое – пафосная ликвидация главзлодея из последних сил и в последний момент.

Калорийность и разнообразие сюжетных ходов Advanced Warfare выверены как комплексный обед в заводской столовке – все согласно утвержденному лет десять назад ГОСТу. Оттого и проходится одиночная кампания буднично, хотя и не без удовольствия: за качеством продукта в Activision следят строго.

Назад в будущее

Что касается непосредственно игрового процесса, то единственное, что надо знать для комфортного отстрела компьютерных болванов, это что АК 12 останется лучшим стрелковым оружием и через пятьдесят лет. Вторым по полезности девайсом являются самонаводящиеся гранаты системы «на кого бог пошлет». Он, кстати, чаще всего посылает на кого надо, особенно если подсветить жертву прицелом. Все прочие достижения военно-технической мысли пригодятся вам только в тех местах, где их принудительно вписали в дизайн миссии, что еще раз доказывает бесполезность столь любимых американцами навороченных армейских прибамбасов. Вот, к примеру, широко разрекламированные многоцелевые гранаты. Времени, затрачиваемого на то, чтобы выставить нужный режим и метнуть гранату, вполне хватило бы на организацию двух-трех фрагов простым дедовским способом – выстрелом в голову. То же самое касается и продвинутых функций экзоскелетов вроде лазанья по стенам и краткосрочной невидимости. Все это от лукавого, поскольку скорость реакции и меткость никакими гаджетами не заменить.

Не способствует применению футуристического военного снаряжения и окружающая обстановка. Вроде бы на дворе середина 21-го века, а секретный военный объект охраняется как овощебаза конца 20-го столетия. Где навороченные охранные системы, где батальон роботов, где сверхчуткие лазерные турели? Даже стаи смертоносных дронов появляются строго по сценарию и только для того, чтобы заставить игрока отодрать автомобильную дверь и пройти двадцать шагов до укрытия.

Рассуждать о качестве стрельбы в футуристическом шутере – рискованное занятие. Наличие экзоскелета и множества апгрейдов для него не позволяет объективно оценивать проработку оружия и его баланс. Как следует напичкав «экзо» улучшениями, можно значительно повысить кучность стрельбы очередями, сократить время перезарядки и прицеливания. Это нивелирует разницу в свойствах стволов, убивает их индивидуальность, если хотите, и конечно же отражается на балансе. Может быть, поэтому улучшения экзоскелета не переносятся в мультиплеер, а вставленная на замену система перков гораздо аккуратнее обращается с балансом. Что же касается непроходимой тупизны ботов, то она уже давно стала визитной карточкой CoD, было бы даже странно, если бы AI хоть что-нибудь умел делать, кроме бессмысленного торчания в хорошо простреливаемых местах.

Памяти id Software посвящается

Появление узаконенного рокет-джампа в виде реактивного ранца немедленно вернуло мультиплеер CoD во времена третьей «Кваки». Что само по себе и неплохо, но на новое слово в геймдизайне явно не тянет. Уже через пару раундов руки вспоминают как делать распрыжку, как отсекать за углами преследователя и как стрейфиться в полете. Еще пару раундов – и на свалку истории выбрасывается все, кроме шотгана. В AW, кстати, имеются полностью автоматические экземпляры с просто нереальным DPS. Как только восстанавливаешь навыки прицельной стрельбы в движении и быстрого сокращения дистанции с противником посредством серии хаотических прыжков, счетчик фрагов начинает крутиться как бешеный. Зато гранатомет и ракетница не так смертоносны, как в классике: первый абсолютно непригоден из-за отсутствия контактного взрывателя на гранатах, а вторая – из-за мизерного боезапаса. В наличии также имеется отличный бластер, которым очень удобно разрезать пополам все, что движется. Конечно, яркий луч моментально демаскирует стрелка, но это опять же вопрос грамотного перемещения. На замену BFG разработчики подогнали всевозможные ракетно-лазерные дожди из космоса или плотный свинцовый ливень с летающих дронов, надо только набрать нужной длины серию убийств. В целом, бой в Call of Duty: Advanced Warfare вновь приобрел первобытную простоту и жестокость, что окончательно уничтожило и без того незначительное значение тактических навыков и группового взаимодействия и сместило акцент на личное мастерство бойца. Забудьте о снайперках и пулеметах... даже о гранатах забудьте сразу и навсегда, потому как они выстреливаются из специального устройства на руке. Пока девайс разложится, пока граната взведется, пока вы наведетесь на цель пройдет целая вечность. По сути, из всех придуманных разработчиками приспособлений на практике пригодится только лазерный целеуказатель на дробовик. Остальные плоды дизайнерской мысли можно смело слать на дальнюю орбиту. Оказывается, что немного вертикальности на картах, дабл и стрейф джампы и наличие мощного оружия малого радиуса действия – это все что нужно, чтобы классическая теорема Кармака-Ромеро разорвала в клочья любые хитроумные дизайнерские замыслы.

В связи с вышесказанным список игровых режимов усох до двух позиций: командный дефматч и доминирование. Нет, официально поддерживается с десяток различных режимов отстрела себе подобных. Тут тебе и охота на медальоны, и разные экзотические варианты CTF, и всевозможные гибридные режимы. Но на практике народ либо просто бьется стенка на стенку, либо отжимает друг у друга ключевые точки. Во всех прочих режимах дождаться нужного количество людей для матча затруднительно.

Размышляя о будущем Call of Duty: Advanced Warfare, нетрудно прийти к выводу, что по мере освоения игроками навыков классического передвижения по уровню, большая часть контента в игре окажется невостребованной. Сейчас в матчах отлично видна разница между старыми квейковскими ветеранами и бойцами новой волны. Последние пока еще пытаются стрелять с дистанции, использовать укрытия, кое-кто даже пытается кемперить. Но разница между активно скачущими по уровню гуру и воспитанной в тактических шутерах молодежью стремительно стирается. Пройдет еще пара месяцев, и на серверах не останется места для любителей статических перестрелок из укрытий. Основная масса игроков освоит навык стрельбы в движении, научится вовремя выпрыгивать из поля зрения противника либо мгновенно уходить с линии огня при помощи реактивного стрейфа. И тогда в арсеналах игроков останутся те немногочисленные стволы, которые способны выдать максимум урона в те доли секунды, когда противник находится в прицеле. Все активные перки или спецумения канут в историю: при таком темпе боя просто нет времени возиться со сложными гаджетами. В ходу будут только пассивные перки, снижающие заметность игрока или повышающие его защищенность.

Мультиплеер Call of Duty: Advanced Warfare – яркий пример того, как всего один элемент классической шутерной механики способен сорвать с игры все наслоения последних лет, обнажив первобытную ярость прародителя сетевых шутеров. Интересно, что придумает Sledgehammer Games для будущих DLC?

Наш рейтинг: 8,2

Текст: Гнэл УНАНЯН