В Париже базарный день, и горе тому, кто попал на него.
Агрессивная реклама не позволит пройти мимо прилавка, а там ушлый продавец уже давно вертит в руках сабельку – красивую, острую, гораздо лучше того барахла, что болтается в ножнах покупателя. Одна незадача – стоит она 125 000 ливров. Таких денег в Париже нет ни у кого: в кармане стражника обнаружится в лучшем случае мятый полтинник, рядовой сундук принесет сотни две, и даже сокровищница за семью замками и двумя ротами охраны содержит не больше десяти тысяч.
«Не беда», – говорит барыга, и ведет тайными подворотнями к меняле, который живо переведет евро в «хеликсы» по выгодному курсу 1 к 100 (а если брать оптом – то и 1 к 200). Подпольная валюта свободно конвертируется в материальные ценности: вышеупомянутая сабелька обойдется в 1000 «хеликсов», ее апгрейд потребует еще 180. Получившуюся сумму умножаем на семь, ведь к новой сабле нужно прикупить сапоги, камзол, перчатки, пояс, капюшон и пистолет. На сдачу можно взять бустер-паки, позволяющие бить сильнее, жить дольше и растворяться в толпе, когда никакой толпы рядом нет – всего-то по евро за штуку. Ну и карты, подсвечивающие местонахождение побочных квестов – еще по одному евро. Итого полностью укомплектованный ассасин обойдется где-то в €50. Неплохо даже по меркам условно-бесплатных игр. А если учесть, что данная сумма идет в нагрузку к тем €60, что просят за саму Unity, – вообще замечательно получается!
Тех, кто сбежит от служителей золотого тельца, поджидает другая западня: разноцветные ящики, заполонившие улицы Парижа в нагрузку к привычным «белым» сундукам. Желтые настоятельно просят зарегистрироваться на сайте Assassin’s Creed Initiates и набирать там уровни, совершая подвиги как в Unity, так и в Assassin’s Creed Rogue и Black Flag. Синие тоже требуют прокачки, но уже в мобильном приложении. Где, в отличие от Initiates, есть геймплей – а значит и очередной повод обменять одну валюту на другую.
Гильотина для Гиймо
Парижский базар продолжает шуметь и привлекать внимание. После знакомства с базаром хочется плакать и рвать седые волосы на голове у Ива Гиймо, который как глава Ubisoft несомненно несет ответственность за это безобразие. Но Кодекс ассасина гласит, что лишний раз мучить и без того почти лысых почтенных мужей – нехорошо. Надо сразу – бритвой по горлу или ножом в почку. Но тут возражает уже кодекс уголовный. И с ним не поспоришь. Так что остается только забыть про Ива, и по возможности – про базар. Тем более что в Unity есть еще много отвратительных вещей. Например, лаги и рассинхронизация при многопользовательской игре. Или баги, когда герой в буквальном смысле умудряется провалиться сквозь землю. Или причуды паркура, благодаря которым ассасин может птицей взмыть на высоту в два своих роста. И, конечно, тормоза, которые посетили даже консольные версии. В общем, первого часа знакомства с Unity вполне достаточно, чтобы заклеймить ее худшей, насквозь коммерциализированной игрой серии и утопить в ближайшем графском пруду. Правда, она все равно оживет, вернется вся в тине и потребует пересмотра дела. Вполне, кстати, обосновано.
То есть, с обвинениями в коммерциализации не поспоришь – присутствует, раздражает, выбивает из настроения. Однако непреодолимым препятствием все-таки не является: не лучшие, но приемлемого качества вещи стоят на порядок, а то и на два дешевле элитной экипировки, так что нагишом на задания отправляться не придется. Кроме того, Unity все-таки оставляет возможность заработать необходимые сотни тысяч лир, выполняя побочные миссии и отстраивая собственную сеть кофеен.
Скажи мне, кто твой киллер...
Не главным, но важным пунктом в апелляции Unity значится сюжет, революционный как минимум в двух смыслах. В первом, очевидном – потому что на экране теперь Париж конца XVIII века со всеми причитающимися «Либерте», «Эгалите» и гильотинами на каждой площади. И во втором, еще более очевидном – потому что в стройных рядах тамплиеров среди маньяков, помешанных на мировом господстве, теперь встречаются и неплохие люди, готовые без лишних раздумий приютить сына убитого друга. Даже если друг этот был ассасином. К тому же дочери-тамплиерки у таких храмовников – одно загляденье. Поэтому ничего удивительного, что сценарий теперь щеголяет любовной линией между тамплиеркой Элиз и главным героем-ассасином Арно (по совместительству – вышеупомянутым сиротой, усыновленным отцом Элиз и выросшим с ней бок о бок). Да и с обычными сюжетными поворотами у истории Unity все в порядке.
А вот революционный Париж воссоздать удалось не так чтобы совсем. То есть толпы горожан – присутствуют, выстрелов и покойников вроде бы пугаются, но все равно ведут себя неубедительно: толпа может сколько угодно бесноваться у входа в Пантеон, но если перебить всех стражников и открыть ворота, никто и не подумает взять с трупов оружие и взять усыпальницу штурмом. Максимум, на что хватает рандомизированных горожан, – на рождение случайных миссий вроде «поймай вора» или «убей бандитов, избивающих прохожего» – выполнить их можно за пару секунд, но и награда положена несущественная.
За существенной прибылью нужно идти в побочные миссии, созданные не генератором, а дизайнером. Тем более что обставлены они куда лучше, чем в прошлых Assassin's Creed'ах: в Париже искать наемного убийцу с помощью почтовых голубей считается моветоном. Поэтому с любым потенциальным клиентом Арно встречается лично и узнает о ситуации несколько больше, чем привычное «там-то появился работорговец, прикончи его». К тому же парижане на убийствах не зациклены: кому-то нужны головы с гильотин, кому-то – книги и платья, и как Арно их добудет – благородным разбоем или гуманной кражей – заказчика совершенно не волнует. Пресловутой «либерте» в миссиях вообще стало гораздо больше: игра не только позволяет заменить «укради» на «убей и обыщи труп», но и провалить подзадание целиком. Скажем, нужно бриллиантовое ожерелье, чтобы получить информацию об очередной цели, но обладатель драгоценности успешно сбежал? Unity в подобной ситуации может позволить попрессовать информаторов, чтобы получить нужные данные даром. Хотя и на последний чекпоинт способна откатить – это уж как повезет с дизайнером миссии.
Бонжур, революция
«Свобода выбора» – девиз и сюжетных миссий, по крайней мере, когда дело доходит до кульминации очередной главы. Пока Арно просто кого-то выслеживает, его, случается, еще ведут на коротком геймдизайнерском поводке, заставляя прятаться в подсвеченных стогах сена и бегать по чекпоинтам. Но как только наступает пора перерезать сюжетно-важную глотку, ассасина просто оставляют перед очередным дворцом и показывают пальцем: цель – там. Хочешь – с хеканьем врубайся в охрану, сбивай снайперов с крыш из девятиствольного пистолета и ввались в кабинет к жертве, когда на милю вокруг не останется ни одной живой души. Хочешь – по-тихому убери часовых, взломай замок на двери для прислуги или скользни в окно на втором этаже. Можно и пошататься по округе, чтобы выполнить пару второстепенных заданий: например, подкупить прислугу, чтобы та оставила открытым окно жертвы, украсть бутылку отравленного вина или освободить бандитов, чтобы охране было с кем подраться.
Однако именно сэндбоксовость обнажает всю немощность искусственного интеллекта Unity: ну не подходит он, чтобы делать стелсовую игру уровня Hitman. Гражданские, конечно, могут запаниковать при виде трупа, – но куда чаще просто гордо игнорируют кровоточащее тело, валяющееся посреди бальной залы. Под стать им и охрана: обнаружив безвременно почившего товарища, они непременно подойдут, пощупают пульс, почешут в затылке – да и разойдутся по постам как ни в чем не бывало. Ни поднять тревогу, ни эвакуировать босса, ни усилить караулы им в голову не придет. Поэтому прятать трупы совершенно излишне. Да и нельзя: плечи у Арно не такие могучие, как у Эцио или Кэнуэя, и таскать на них туши стражников разработчики строго-настрого запретили.
Чтобы хоть как-то осложнить сэндбоксовую жизнь, дизайнеры пошли на усечение свободы: из десятков окон во дворце открыты будут от силы штуки три, а большинство дверей между залами наглухо заперты, вынуждая ассасина плутать по коридорам и постоянно встречаться со стражей. Впрочем, это проблема скорее не для Арно, а для стражей: у ассасина есть и клинки, и дымовые шашки, и даже наладонный арбалет – более чем достаточно, чтобы бесшумно миновать любой пост.
И если одному Арно жить легко, то четырем, отправившимся выполнять побочную кооперативную миссию – еще проще. То есть если заботиться о стиле, бесшумности или бескровности, в мультиплеерных миссиях есть над чем подумать: стражи много, а дозорные видят друг друга и не на шутку обеспокоятся, если в голову приятеля вдруг прилетит стрела, поэтому снимать их нужно синхронно и аккуратно. Но кому из случайных напарников захочется терять время, когда все можно сделать быстро, пусть и грязно? Поэтому рядовая кооперативная миссия выглядит как бандитский налет: толпа ассасинов с гиканьем врывается на режимный объект, лавиной сметает стражу, разбрасывает бомбы с ядовитым газом, чтобы добить уцелевших, – и только потом начинает выяснять, какие документы им нужно было выкрасть и какого пленника освободить.
А следователи кто?
Устав от совершения убийств, Арно для разнообразия может поиграть в детектива. Действительно важные дела вроде «кто вырезал целую роту королевских мушкетеров» и «куда подевалась баржа тамплиеров» ему не доверят; вместо этого придется заниматься бытовухой вроде убийства в монастырской общине. Жаль, что особой сложности расследования не представляют: все улики подсвечены, допрос свидетелей проходит на автомате, а выводы очевидны.
Одним из новшеств Unity стала ролевая система: выполняя сюжетные миссии и кооперативные задания, Арно получает экспу, которую может потратить по своему усмотрению. В теории это должно было заставить игрока выбрать любимый стиль игры и придерживаться его. Однако на деле все Арно являются практически клонами: новые навыки открываются порционно по мере движения по сюжету, и экспы, собранной на очередном отрезке, как раз хватает, чтобы открыть их все. К тому же что это за ассасин, который не умеет вскрыть замок, убить двух противников одновременно или спрятаться от погони на лавке?
Сколько бы ни было у Unity недостатков, познакомиться с ней все-таки стоит – хотя бы для того, чтобы понять, куда держит курс серия и как может выглядеть следующий Assassin's Creed. А он имеет шанс быть замечательным, стоит разработчикам довести до ума искусственный интеллект. Уже сейчас в открытом бою стражники способны задать Арно неплохую трепку: они наконец научились атаковать не по очереди, а всем скопом, и вдобавок не стесняются применять огнестрельное оружие, поэтому если рубиться честно, не оглушая противников бомбами – шансы на выживание у ассасина невелики. Осталось научить стражу адекватно искать Арно, а в гражданских вселить страх перед странным незнакомцем с окровавленной саблей, – и Assassin's Creed наконец сможет переплюнуть серию Hitman, став первым «симулятором убийцы» в полноценном сэндбоксе. Если, конечно, по дороге окончательно не скатится в фритуплейный базар.
Наш рейтинг: 7,3
Текст: Антон БОНДАРЕНКО