Yakuza 6: The Song of Life заканчивает длиннющую историю Казумы Кирию, Дракона Доджимы, бывшего якудза, дважды седельца, содержателя детского приюта, таксиста, воротилы в сфере недвижимости (перечисление можно растянуть на пару страниц), но самое главное – просто хорошего человека. Sega уже объявила перезапуск серии с новым героем – чернявым выскочкой Касугой, а шестая часть в кои-то веки полностью посвящена Кирию и его эффектному выходу на пенсию.
Страх и ненависть в Камурочо
История стартует сразу после событий Yakuza 5: чтобы окончательно завязать с преступным прошлым и мирно растить сироток в детском доме, Кирию решает в последний раз подприсесть в тюрячку. Его приемная дочь Харука (в недавнем прошлом – поп-идол национального значения) остается приглядывать за сиротами; но тут выясняется, что говорить со сцены, что твой папа – якудза, было не лучшей идеей, и приют попадает в центр внимания прессы. Чтобы не навредить детям, девонька решает уехать на ПМЖ поближе к месту отсидки отца. Через три года, отмотав свой срок от звонка до звонка, тот возвращается домой, но выясняется странное: Харука уже давно ни с кем не выходит на связь, при этом сиротские думали, что ее закрутила гламурная жизнь, а Казума был уверен, что она приглядывает за приютом.
Разумеется, Дракон Доджимы тут же отправляется на поиски приемной дочери и таки находит ее. В коме. Что, как, почему – непонятно, а тут еще выясняется, что за это время деваха успела нагулять ребенка неизвестно от кого. При этом вся «Санта-Барбара» разворачивается на фоне вновь разгорающейся войны преступных группировок за многострадальный Камурочо.
Здешний сюжет когда-нибудь наверняка будут изучать в университетах как своего рода нарративный парадокс. Он одновременно невероятно тупой – на уровне невменяемых японских дорам, и при этом очень увлекательный. До слез драматичный, и до них же смешной, причем зачастую в одних и тех же сценах разом. Впечатление, как обычно, усиливает постановка: герои несут (в лучшем случае) наивную околесицу, но выглядит происходящее как лучшая криминальная драма. Без преувеличения – иные кадры, отснятые вживую, могли бы войти в золотой фонд азиатского кино.
Смена коней на переправе
Очень странный ход Sega – перевод серии на новый движок не с грядущего перезапуска, а с финальной части нынешнего цикла. Из-за этого Yakuza 6 довольно сильно отличается от прошлых выпусков, – хотя со стороны это, может, не очень заметно, зато бывалым Якудза просто-таки бросается в глаза море вроде и мелких, но важных изменений. Например, опенворлд ныне практически бесшовный, переход с улицы в здания происходит мгновенно, и значение этого достижения сложно переоценить. Теперь можно зайти в здание, побродить по расположенным в нем заведениям (по проработке внутренних помещений игра приближается к уровню Shenmue), выйти на крыши, спустится обратно, закинуть в ресторан гопника, чтобы отметелить барным стулом, – и все это без единой загрузки.
К тому же мир стал гораздо красивее: в прошлых частях безупречно выглядели только модельки персонажей, а вот окружение с потрохами выдавало движок десятилетней давности. Теперь улицы большого города смотрятся вполне современно, особенно ночью, когда их заливает свет от рекламы, а вокруг бродят почти уже настоящие толпы. Второе же место действия – небольшой городок Ономичи в префектуре Хиросима, – в противовес Камурочо получился светлым, уютным и очень провинциальным, ему подтянутая картинка пошла на пользу особенно сильно.
Еще один ценный нюанс – полная озвучка всех диалогов: сценок, где просто стоят два истукана с безразмерными плашками текста под ними, больше нет. Похоже, именно необходимость все озвучивать уняла, наконец, японских графоманов, что плодили килобайты пустопорожнего текста; в результате качество диалогов сильно выросло, особенно в побочных квестах. Правда, и количество таких заданий заметно сократилось, но в минус игре это не идет – от разномастных фриков и плодов их деятельности все равно отбоя нет: тут и война с искусственным интеллектом в телефоне, и разоблачение «поменявшихся телами» подростков, и помощь в улаживании семейных проблем «девочки из будущего».
Впрочем, работа над ошибками далека от завершения. Во-первых, приличный редактор легко сократил бы болтологию в побочных заданиях еще вдвое. Во-вторых, подавляющее большинство квестов все так же стараются убить побольше времени игрока на ровном месте: послушали диалог, прибежали на другой конец района, послушали еще один диалог – и так произвольное количество раз.
Активный гражданин
Другое дело всяческие мини-игры – вот уж где размах чувствуется не на шутку. Среди развлечений есть привычные – караоке, аркадные автоматы (в которые на этот раз даже запихнули настоящий Virtual Fighter 5). Есть непривычные – например, эротический чат. Но самое главное, это пара действительно глобальных занятий. Первое – менеджмент бейсбольной команды с подбором игроков, тактик на матч и даже личным участием. Второе – сбор собственной банды, с необходимостью искать и вербовать новых бойцов, прокачивать их, повышать в званиях и бросать стенка на стенку против другой банды. Сами побоища обставлены на манер простенькой RTS, причем у этого режима есть и онлайн-составляющая с еженедельными миссиями и прочими активностями.
Все это регулярно прерывается драками с уличной шпаной, которые представляют собой натуральный beat`em up. По сравнению с прошлыми «Якудзами» боевая система тоже претерпела кое-какие изменения, правда не сказать, что в лучшую сторону. Стиль теперь только один, врагов стало больше и они стали более живучими, и вообще, отбиваться от гопников стало на порядок сложнее. Противники в поддавки играть не обучены и считают вполне нормальным окружить героя и подло бить его в спину, на что неповоротливый Казума реагирует очень уж неохотно, да еще и камера готова показывать что угодно, лишь бы не то, что нужно. Плюс враги неплохо уклоняются, а вот у главного героя с этим проблемы, как и с меткостью; в результате бои с более-менее большой группой превращаются в сущую пытку. Раньше однозначно было лучше.
К счастью, всегда можно идти по сюжету слегка перекачавшись, благо опыт дают буквально за что угодно: драки, выполнение квестов и активностей, да даже за хороший обед. Скопили очередную гору экспы – добро пожаловать к длиннющему списку улучшений: здоровье, сила, блок и уклонение, новые приемы и дополнительные перки, вроде увеличенного желудка или повышенной удачи. Превратить Кирию в машину смерти вряд ли выйдет, но жизнь определенно станет легче.
Лебединая песня
Пускай Song of Life вышла игрой не без недостатков, это все равно один из лучших выпусков сериала, во многом благодаря чертовски верному решению сократить количество контента в угоду повышению качества. В итоге шестая часть выглядит гораздо целостнее и куда менее перегруженной, чем прошлые выпуски, она не распадается на сотни скучных однотипных басенок, когда спустя сорок часов очумелой беготни ты вдруг понимаешь, что уже и не помнишь, зачем это все и куда ты вообще должен идти. Как ни парадоксально, Yakuza 6, несмотря на внушительную цифру в названии, – именно та игра, с которой вполне можно начинать знакомство с серией. Более того – она практически обязательна к ознакомлению, и без разницы, следили вы за злоключениями Кирию эти тринадцать лет, или просто хотите приобщиться к целой вехе японского игростроя.