Гнэл Унанян, 7 марта 2016

Это может показаться странным, но после двадцати с лишним тысяч боев в компьютерной версии World of Tanks те же самые «танчики» на PlayStation 4 не кажутся до боли знакомой игрой. Нет, кое-какое сходство, конечно, есть, и это здорово сказывается на результатах, особенно в «песочнице». Однако в целом – различия есть, и они весьма существенны.

Теплый ламповый цвет

Любопытная штука случилась с приставками, растерявшими к восьмому поколению былое технологическое лидерство. Картинка в консольных играх постепенно утратила техногенный глянец и стала больше напоминать пейзажи Левитана. Исаак Ильич, как известно, в HD не рисовал, однако же за душу берет почище любого Кэмерона или Спилберга. Примерно то же самое приходит на ум при взгляде на консольную World of Tanks.

Танк убрать – и натуральный пейзаж Саврасова

Местная графика, в отличие от компьютерной, где поверх вызывающе выпуклых заклепок нанесены дизайнерские царапины и грязь, не предназначена для разглядывания вблизи. При попытке подъехать вплотную к зданию и порассматривать текстуры весь блеск и нищета так называемого некстгена немедленно вылезут во всем своем неприглядном виде, как вылезает кропотливый труд художника, если поднырнуть под музейное ограждение и уткнуться носом в холст.

Ангар, он и на PS4 ангар

Но стоит только откатить камеру на метров на десять, и вот уже утренние лучи пробиваются сквозь листву, играя солнечными зайчиками на соломенных крышах хат в Малиновке, болтается на ухабах плохо притянутая к броне канистра, а ночной Химмельсдорф расцвечивается желтыми пятнами уличных фонарей. Каски и свернутые в валики шинели экипажа живописно разбросаны по открытой рубке самоходки в лучших традициях русского реализма. Самого экипажа по старинной варгейминговской традиции нет, но следы его присутствия, рассказывающие зрителю о том, что происходило до того как эти три бравых воина ушли из кадра, имеются. Добавьте сюда смену дня и ночи, разнообразную погоду и тщательно выверенную разрушаемость окружения, и у вас в голове сложится образ совсем не той World of Tanks, к которой вы привыкли. Та, прежняя World of Tanks, списанная с полотен классицистов – с чистыми, строгими линиями и античной монументальностью композиции осталась на ПК. А на PS4 все мягче и пастельнее, и если бы не слишком уж аляповатые трассеры и взрывы, скриншоты из PS4-версии World of Tanks можно было бы выдавать за доселе неизвестные этюды Саврасова или Поленова.

На «Провинции» все тот же беспощадный тир

 

Четырехпальцевый метод

Бог знает сколько хороших игр не смогло пережить перехода с клавиатуры и мышь на геймпад и обратно. Два аналоговых джойстика плюс десяток костылей под указательные пальцы – неважная замена двум рукам, особенно когда надо целиться не в силуэт врага, а в совершенно конкретный люк или башенку. Относительная неспешность боя в «танках» изрядно смягчает остроту проблемы, но все равно к здешней системе прицеливания придется привыкать. Особенно это касается командиров легких и средних танков, которые часто стреляют на ходу. У ПТ-водов и «тяжей» другая проблема: увеличений в снайперском режиме всего два: минимальное и максимальное. В связи с этим на средних дистанциях брать упреждение по быстрым танкам несколько затруднительно, цель либо слишком мелкая, либо выпадает из поля зрения.

Однако же, научиться быстро наводить орудие геймпадом и метко стрелять в World of Tanks можно. Совсем другое дело – управление. В танковом шутере, в отличие от обычного, важно не только куда целишься, но и как стоишь. Поэтому точное управление передвижением и поворотами корпуса необходимо как воздух. Движение танка отдано на откуп аналоговому стику, а это значит, что малейшее отклонение от нормали превращает прямолинейное движение в круговое. Выехать из-за укрытия, удерживая нужный угол «ромба» еще как-то можно. А вот заехать обратно, не уперевшись кормой в угол здания или не подставив борт, это уже смертельный аттракцион. Почему нельзя было перенести место механика-водителя на D-Pad, где имеется четыре дискретные кнопки, неясно. Любопытно, что в одной из стандартных конфигураций на цифровой крестовине имеются-таки команды автоматического движения вперед и назад, но сделать еще один маленький логический шаг и добавить туда же влево и вправо разработчикам не удалось, а возможности настраивать управление под себя нам не дали. Вот и приходится, непечатно выражаясь, осваивать двойной клик на крестовине.

Топовый комплект для Т-26

Вообще в консольных версиях World of Tanks не хватает массы настроек: например, невозможно выключить голосовой чат. А слушать визги заокеанской школоты или неспешный матерок соотечественников, а уж тем более как у какого-нибудь бюргера в соседней комнате лает собака, хочется далеко не всегда. Было бы неплохо и разнести настройки чувствительности левого и правого стиков, но на нет, как говорится, и военно-полевого трибунала нет, воюй тем, что дали. Но в целом, надо признать: PS4-версии World of Tanks, удалось преодолеть опасности портирования на консоль. А пара пробоин, поврежденная гусеница и текущий маслорадиатор – мелочи жизни, которые со временем можно подлатать.

Камуфляжи, похоже, чисто декоративные

 

Машина времени

Но не только в управлении и графике заключаются различия между компьютерной и консольной версиями World of Tanks. Ощущение такое, будто кто-то отправился в прошлое, изменил там какую-то мелочь, и реальность потекла параллельным курсом. С одной стороны налицо старые добрые «танчики», баланс которых еще не отягощен французскими барабанами, а стартовые списки команд не засорены китайскими репликами советской техники и непонятными земному разуму японскими бронеколесницами. Ну, помните, тот самый старый добрый World of Tanks, где КВ-1С aka «Квас» все еще лютейшая имба, а артиллерия убийственно точна? Да-да, тот самый, где в Карелии можно было спуститься вниз с плато на второй линии, не рискуя перевернуться и пролежать остаток боя вверх днищем в болоте.

Водолазная подготовка – первое дело для любого танкиста

С другой же стороны, в этой параллельной вселенной «лампочка» (сигнализирующая об обнаружении вашего танка противником) дается экипажу по умолчанию, а в списке изучаемых навыков есть такие полезные опции, как снижение заметности при выстреле и командирский навык на живучесть всего экипажа. В этой чудесной реальности долина на Эль-Халлуфе густо поросла кустарником и перестала быть смертельной ловушкой, а центральное плато на карте «Аэродром» обзавелось несколькими довольно уютными укрытиями. Здесь нет бесконечной возни с пересадкой и обучением экипажа, апгрейды покупаются целыми пакетами, есть ночные бои, а погодные условия влияют на дальность обзора.

Пыль при выстреле поднимается даже, если стоишь в траве

Правда, из-за сложностей с управлением тут реже случаются безбашенные рейды по краю карты, а уж рашей по центру и вовсе не довелось видеть. Плюс количество кусто... кхм... членов общества любителей растительности много больше, чем на ПК. Но все это никак не сказывается на интересности игры. Синдром «ну еще один бой и спать» возникает моментально даже у тех, кто год как избавился от танчикозависимости. Что еще раз подтверждает нашу мысль о том, что компьютерная и консольная версии World of Tanks – две в чем-то схожие, но совершенно не одинаковые игры.