Сами авторы Urban Empire явно подозревали, что их творение будут принимать неправильно, а потому в перечне его отличительных черт чуть ли не первым отмечено – это НЕ градостроительная игра! В какой-то степени все логично: действительно детище Reborn Games визуально больше всего похоже на очередной клон Sim City и действительно по геймплею имеет с ним крайне мало общего. Словом, шаг логичный.
Жаль только, недостаточный.
Urban Empire – действительно не градостроительная игра. То есть вы все-таки строите город, размещая на карте кварталы, но один момент сильно меняет привычный геймплей: у вас нет детального контроля за процессом расположения зданий, даже возможность менять соотношение жилых, промышленных и коммерческих участков появляется не сразу. Это вполне соответствует концепции «играем в мэра», который только взмахивает рукой и указывает, где следует заложить очередное Чертаново, а уж детали – не его ума дело. Правда, выдержать этот стиль до конца не удалось. Когда вы размещаете в районах школы, церкви и прочие театры, то действуете в соответствии с уже привычными стандартами: выбираете конкретно место, учитываете радиус действия постройки, ну, в общем, поступаете не как реальный мэр, а как мэр игровой.
Но дело не только в том, что масштаб у Urban Empire чуть покрупней, чем у Sim City и его потомков: нужно учесть, что помимо мэра существует еще и городской совет, который в обязательном порядке должен одобрить любые решения. Любые! Изменить налоговую ставку? Голосуем. Построить новый район? Голосуем! Улучшить в уже существующем районе освещение и дороги? Опять голосуем. И еще по тысяче причин, включая запрет проституции, регулирование детского труда и права ЛГБТ. С последней категорией, кстати, особенно забавно – расширение свобод положительно влияет на изобретательность населения и, как следствие, скорость научных исследований. Это вызывает некоторое недоумение, потому как про представителей нетрадиционной ориентации в искусстве мы все наслышаны, а вот ученые-гомосексуалисты как-то сразу и не вспоминаются.
Карточный домик
И вот тут-то все и ломается. Работа с политическими партиями в городском совета сводится к трем кнопкам (попросить поддержки, потребовать поддержки, выбить поддержку угрозами) с небольшими вариациями вроде использования компромата. У партий нет абсолютно никакой индивидуальности (да и вообще я не слишком понимаю, как это там прямо на старте наиболее лоялистской является партия ЛЕВЫХ консерваторов?), у конкретных членов совета – тем более, и процедура голосования превращается в скучный отвлекающий от строительства элемент. Некоторые сравнивают в этой части Urban Empire с Crusader Kings, но это две разные вещи. Подобные параллели были бы оправданы, если бы каждый член совета жил в конкретном месте города, имел бы собственные интересы, мог перебегать от партии к партии, голосовал сообразно дисциплине (или нет – в зависимости от характера) и на него лично можно было бы найти компромат. Если бы весь этот живой механизм существовал бы (сколько «бы» – замечаете?), да еще наложился на уже существующую в игре социальную модель (жители не представляют собой единую массу, но делятся на мужчин и женщин, а также на классы), то было бы действительно интересно! А на деле политика оборачивается скучной вставной игрой.
Скука – основная проблема Urban Empire; к строящемуся городу не испытываешь никакой эмоциональной привязанности, он слишком абстрактен и совершенно холоден. Поверить в его реальность не помогает ничто, даже встроенное технологическое древо (довольно любопытное, тут оно зовется «облаком прогресса») и игровой мир. О последнем стоит сказать пару отдельных слов. Идея была замечательная – придумать провинцию Австро-Венгрии на береге Адриатики, назвать ее Сварелия (в русском переводе «Швейцалия») и отправить туда игрока строить город почти по окончании наполеоновских войн. Двести лет, разбитые на пять эпох, должны были обеспечить многообразие социальных потрясений, а четыре династии мэров (как бы идиотично ни звучало словосочетание «династия мэров») – различные стили правления.
Я что-то Шуйского не вижу между здесь!
Слушайте, я не удержусь и все же пройдусь по этим династиям: это же штампы, соединенные с абсурдом! Жесткий стиль обеспечивает немецкий барон фон кто-то там. Интересы народа защищает семья ирландских строителей (в Австро-Венгрии?). Интересы художников и элит представляет семья (тут дальше бесценно каждое слово, я не знаю, даже, как лучше их выделить) русских банкиров-эмигрантов, которых возглавляет Василий Шуйский. Напоследок идет династия условно итальянских ученых с очевидным бонусом к науке, хотя понятие «династия ученых» у меня вызывает ассоциации только с фамилиями Кюри и Капица. В общем, собственно, я к чему – все эти Шуйские совершенно не помогают оживить пейзаж, а социальная модель остается плохо структурированной грудой цифр.
И как принято сейчас говорить, имеется еще и вишенка на торте – совершенно неудобоваримый интерфейс. Во-первых, он малоинформативный – например, выбирая метод воздействия на партию, вы очень редко имеете информацию, насколько успешными будут ваши действия, и практически всегда играете в угадайку. О, я не требую ото всех того уровня внутриигровых тултипов, которого достигла Paradox Interactive, но тут разработчики явно опустились в глубокие девяностые. Ну и во-вторых, количество кликов, которые необходимо совершить для некоторых довольно банальных действий, зашкаливает.
В общем, идея Urban Empire любопытна, некоторые игровые наработки стоит развить, но все очень сыро, и вы даже не представляете, как скучно (особенно первые две эпохи, когда мэру не нужно переизбираться). И технически очень плохо.