С момента анонса Uncharted 4 его авторы при каждом удобном случае старались подчеркнуть, что эта игра будет существенно отличаться от прошлых частей серии. И с этим трудно поспорить: перечислять новшества A Thief’s End можно долго, и их в итоге наберется не один десяток. Но главное – не появление новых приемов воздушной акробатики, и не возможность погонять на внедорожнике, а то, что сама Naughty Dog стала по-другому относиться к своей флагманской серии.
Здесь вполне можно провести аналогию с кино. Опытный и доказавший все и всем режиссер не застрахован от провалов, точно так же, как и неопытному дебютанту по силам снять шедевр. Но мэтр в отличие от новичка никогда не будет торопиться. Он расскажет то, что хотел рассказать с такими чувством, с толком и расстановкой, какими сочтет нужным. И если на выходе получится четырехчасовой фильм, а публика заснет на половине, то это будет уже проблема публики.
За Uncharted 4 невозможно заснуть, здесь не получится даже заскучать, но при прохождении игры не покидает чувство, что все в ней подчинено одной цели – рассказать историю. Рассказать максимально подробно, не ставя перед собой задачу превратить каждый уровень в захватывающий аттракцион со стрельбой и погонями. Да, 90% времени придется провести в этих самых погонях и перестрелках, но если в последней трети игры после очередного ураганного эпизода разработчикам вдруг потребуется по сюжетным соображениям взять паузу, перенести Нейта в прошлое и отправить бродить его по безмолвному особняку, они это сделают. И будут при этом абсолютно правы [1].
1. Российские локализаторы, перепробовав, кажется, все возможные варианты, все-таки решили звать главного героя Нейтом, а не Нейтаном или Натаном.
С пиастрами сундук
Про Uncharted 4 можно сказать много добрых слов, но все же ключевым достоинством этой игры является чертовски хороший сюжет. Взяв набор стандартных сценарных ходов, Naughty Dog смогла слепить из них на удивление трогательную и в то же время захватывающую историю. В ней нет фальшивых ноток, в ней почти у каждого, казалось бы, вскользь брошенного взгляда, у каждой реплики есть свой смысл. Из таких вот маленьких и порой незаметных кусочков пазла собирается на удивление цельная картина.
Конечно, можно задаваться вопросами, существовала ли на самом деле эта пиратская коммуна Либерталия (с вероятностью 99,9% – нет), сокровища которой нам предстоит отыскать, и имел ли к ней какое-либо отношение легендарный пират Генри Эвери (с вероятностью 99,99% – нет). Но все это не более чем исторические декорации, лишь повод окунуться с головой в новую авантюру и пережить вместе с Нейтом, пожалуй, самое непростое приключение его жизни. Приключение, в котором в какой-то момент на кону окажутся не только несметные богатства, но и отношения с самыми дорогими для Дрейка людьми – его женой и старшим братом Сэмом.
Прекрасное далеко
Конечно, Uncharted 4 обязан своим успехом не только сюжету, но и максимально возможной близости к идеалу по всем мыслимым критериям. Можно долго рассуждать о не самых больших мощностях консолей нынешнего поколения, но Naughty Dog удалось выжить из PlayStation 4 максимум. Причем такой максимум, что во время игры то и дело возникает желание взять паузу в гонке за сокровищами, чтобы просто полюбоваться окрестностями. И неважно, что именно это будут за окрестности: развалины панамской крепости, заброшенное кладбище в Шотландии или залитые солнцем пляжи африканских островов.
Локации Uncharted 4 получились не только очень красивыми, но и более просторными по сравнению с прошлыми играми серии. И в то же время не настолько огромными, чтобы на них можно было заплутать: из точки А вы непременно и в кратчайшие сроки попадете в точку Б. Появившееся пространство для маневра позволило серьезно расширить боевую систему. В перестрелках Нейт теперь не обязательно выступает в роли обороняющегося. Примерно в половине случаев ему предоставляется возможность первым атаковать форпост противника, и тут внезапно выясняется, что в Uncharted 4 имеется на удивление удачный стелс. Конечно, эффективность его высока во многом потому, что АI противника весьма снисходительно относится к нашим попыткам поиграть в бесшумного убийцу. Скажем, если вы стащите со стены какого-нибудь зазевавшегося бедолагу и свернете ему шею, то его коллеги, находящиеся зачастую в паре десятков метров, скорее всего, этого даже не заметят. Если же они потом наткнутся на труп, то, конечно, побузят для приличия пару минут, но потом все равно сделают вид, что ничего серьезного не произошло.
Но, когда дело все же доходит до перестрелок, тут уже поблажек ждать не стоит. Только успеешь занять удобную нычку с хорошим углом обзора, как выясняется, что тебя уже успели обойти и с фланга, и с тыла. С другой стороны, чем сидеть сиднем на одном месте, гораздо веселее носиться среди руин с дробовиком наперевес, нападать с той стороны, откуда не ждут, прятаться, снова нападать и вообще всячески развлекаться.
Уж в чем-чем, а по части развлечений новый Uncharted традиционно не знает себе равных. Здесь вообще нет каких-то игровых элементов, которые вызывают раздражение. Динамичные бои, легкие, но не примитивные головоломки, эффектная распрыжка по скалам и, конечно, заранее срежиссированные экшен-сценки, когда секунду назад такой спокойный и незыблемый мир вдруг начинает уходить у тебя из-под ног. И вот ты уже несешься вперед сломя голову, падаешь в пропасть, хватаешься за какой-то уступ, снова падаешь, в последний момент цепляешь веревку с крюком за какую-то балку, перелетаешь через бездну, скользишь по склону, снова падаешь…
О нюансах
В Uncharted 4 появилось и много мелких нововведений, включая даже подводный уровень. И в какой-то момент создается ощущение, что сотрудники Naughty Dog специально запихнули в игру все, что только можно, чтобы устроить Нейту достойные проводы. Слухи о том, что A Thief’s End станет последней гастролью известного авантюриста ходят уже довольно давно, и ближе к финалу в это и в самом деле начинаешь верить. Более того, ты сам начинаешь хотеть, чтобы Нейт все-таки ушел на пенсию. Не потому что он потерял сноровку или стал менее обаятельным, а потому что любая история рано или поздно заканчивается. История Нейта Дрейка, похоже, и в самом деле завершилась.
Есть ли у Uncharted 4 недостатки? Безусловно, есть. Где-то заметны небольшие недочеты анимации, где-то разработчики совсем уж вольно обошлись с законами физики. Но магия игры заключается в том, что, раз заметив эти огрехи, о них тут же забываешь. И эта магия заставляет жалеть ровно об одном: раз начавшись, через полтора десятка часов это удивительное приключение закончится. Но после себя оно оставит только одно желание – тут же пройти игру заново.