Массовая культура приучила нас к тому, что милый сердцу постапокалипсис – с каннибализмом, рейдерами, копанием в помойках и прочими бесспорными радостями бытия, – обычно наступает вследствие каких-то красочных событий: обмена ядерными ударами, экологической катастрофы, нашествия зомби или нападения инопланетян.
The Division же зашла с наименее раскрытой стороны – биологического терроризма. Местный апокалипсис обошелся без красочных взрывов с кишками; просто однажды группа лиц по предварительному сговору решила сделать Черную Пятницу по-настоящему черной и нанесла страшную заразу на вечнозеленые бумажки с портретами разных мертвых президентов. Впрочем, кроме оригинального захода, сюжет The Division ничем похвастать не мог. К счастью, со всем остальным у игры был полный порядок. Особенно полным он был с продажами, так что вопрос о продолжении решился без лишней драмы.
Гуляйполе
В сиквеле с сюжетными изысками тоже не густо: с печальных событий первой части прошло семь месяцев, зараза отступила, но задачу свою выполнила, разрушив все ключевые институты государства. После короткого и скомканного вступления наш агент отправляется в славный город Вашингтон: дескать, беда там, люд простой страдает – приди, порядок наведи.
По прибытии выясняется, что местный криминалитет разгулялся не на шутку, столица полыхает огнем войны между бандами. «Гиены» – сборище откровенного отребья, максимально честны перед собой; то есть никакой идеологической ерундой не страдают, а просто грабят, убивают, жрут от пуза, пьют в три горла – словом, отвечают за привычный постапокалиптический колорит. «Истинные Сыны» – парни поскучнее, бывшие военные с соответствующими замашками и страстным желанием устроить свой собственный уютный тоталитарный режим. «Изгои» – всякие интересные личности, которые пережили репрессии карантинных зон и озлобились за это на весь мир в целом и правительство в частности. Из забавных черт – имеют нездоровую фиксацию на огне. Попозже на праздник заскочит «Черный Бивень», грозная и таинственная частная военная корпорация с крутыми пушками и тренированными бойцами. Вся эта братия и не дает покоя не таким уж малочисленным местным жителям, пытающимся строить новую цивилизацию на останках едва почившей прошлой.
Собственно, задача агентов проста и понятна: подчистую извести преступный элемент, отвоевывая у банд KFC за KFC, улицу за улицей, район за районом. Причем в прямом смысле слова: поначалу карта просто-таки пестрит вражескими блокпостами и крепостями, а по улицам бродят патрули, проводятся публичные казни и прочие акты устрашения. Но по мере выполнения заданий и захвата объектов, вражеских патрулей будет становиться меньше, союзных – больше, а карта будет перекрашиваться в приятный зеленый цвет.
Винтовка – это праздник
Сходу обращаешь внимание, как сильно изменились бои. В первой «Дивизии» враги умели ровно две вещи: сидеть в укрытии до посинения, да впитывать пули цельными рожками, – из-за чего назвать перестрелки «динамичными» тогда было сложно. Теперь все по-другому.
Во-первых, не закованные в броню противники стали куда менее живучими, но при этом куда более подвижными. Они постоянно стараются обойти с тыла или взять в кольцо, а оказавшись под огнем, шустро бегут за укрытие. При этом каждый второй бомж тут имеет в запасе либо гранатомет, либо связку гранат.
Во-вторых, у каждой группировки есть специальные юниты, делающие нашу непростую жизнь еще сложнее. У «Гиен» это упоротые химией берсерки, стремительно сокращающие дистанцию до агента с целью забить того в рукопашную. Среди «Изгоев» много проблем доставляют камикадзе и радиоуправляемые машинки, вооруженные циркулярными пилами. И только «Сыны», несмотря на военную подготовку, оказались достаточно безобидными.
В общем, теперь приходится не просто шевелить булками постоянно меняя позицию, но и выбирать укрытие крайне придирчиво, потому что прессуют тут интенсивно и буквально отовсюду, а враги имеют скотскую привычку вылупляться из небытия прямо за спиной.
У всего этого есть и обратная сторона. В отличие от первой части, при желании спокойно проходившейся в одно лицо, сиквел буквально заставляет играть в команде. Нет, одному конечно тоже можно, и в этом есть свой особый кайф, но в некоторых местах это будет весьма суровый опыт, а подлянки игры (вроде тех же камикадзе) в такие моменты вызывает неподдельную злость. На PC, правда, накал ярости будет послабее: мышка хотя бы позволяет гораздо более точно и быстро целиться в вертлявых противников, что не раз спасет жизнь одиночке.
К слову о стрельбе: помимо того, что пушки The Division 2 гораздо лучше чувствуются, приятнее бабахают и веселее складывают врагов, все они вышли очень разными даже в пределах одного класса. Два автомата тут будут разительно отличаться между собой, как и пара моделей дробовиков или снайперских винтовок.
При этом каждый ствол можно еще достаточно тонко настроить благодаря пускай немного странной, но функциональной системе апгрейдов: весь обвес, от прицелов до магазинов, прибавляет или отнимает пару десятков процентов от каких-либо параметров. Например, нравится пушка, но уж больно сильно уводит ствол при стрельбе очередями – взяли и поставили рукоятку с минусом к скорости перезарядки, но с плюсом к стабильности.
Путь агента
Но не пушками едиными спасается оперативник на поле боя: в его распоряжении немало и всяких хитрых гаджетов. Помимо привычных по первой части импульса, турели или щита, появился долгожданный летающий дрон, а также немного экзотики вроде химустановки. Всего базовых устройств восемь (плюс по три-четыре модификации на каждое), но не все они одинаково полезны. Если та же турель и в кооперативе хороша, и при игре соло просто незаменима, то, например, полезность «светлячка» весьма сомнительна. По крайней мере, когда слотов под гаджеты всего два, и есть гораздо более притягательные варианты.
Помимо широкого ассортимента высокотехнологичных игрушек, тут есть еще немаленький набор так называемых «преимуществ» – по сути, пассивных перков. Причем открываются они не на какие-нибудь очки опыта, а обмениваются на найденные ящики со спецтехнологиями, которые обильно разбросаны по городу, и вдобавок выдаются за выполнение некоторых заданий. Способ, что и говорить, странный, как и сами пассивки: в их число попали дополнительные слоты для инвентаря и хранилища, возможность нести больше гранат и второй ствол. Тут же открывается возможность мастерить улучшения для оружия, причем крафтятся они единожды, но могут быть установлены сколько угодно раз.
Укрепляет организм агента совсем не воздух и вода, а привычная экипировка: перчатки, наколенники, рюкзак, кобура, противогаз; все они теперь могут принадлежать разным изготовителям и собираться в сеты с приятными бонусами. В отличие от некоторых других разработчиков, Massive понимает суть термина «лут-шутер», поэтому свежая снаряга валит буквально как из рога изобилия; соответственно, внешний вид и характеристики агента постоянно меняются, обеспечивая ощущение прогресса.
С удовлетворением насущных потребностей манчкина у The Division 2 вообще все отлично: любое занятие игрока тут всегда дает щедрый отклик. Захватили точку – ее займут союзники; подкинули им собранной по окрестным помойкам воды и еды, – и те начнут усиленно патрулировать улицы, ввязываясь за вас в бой. Выполнили несколько квестов, пожертвовали немного материалов и лишней экипировки поселениям – и увидите, как они буквально расцветают на глазах. Заглядываете под каждый куст и обшариваете каждую брошенную сумку – будете вознаграждены тоннами экипировки и разнообразной одежды. Ходите в темную зону или засели за PvP бои 4 на 4 – и там вас ждет своя награда. Игра щедро одаривает за проведенное в ней время, чем бы вы там ни занимались. Добавьте сюда сочную картинку и отличную стрельбу – и становится очевидно, что сейчас это просто лучшая игра про лут и собирательство как таковое, плюс один из лучших кооперативных боевиков последних лет.