Красиво завершить историю сложно. Доказательством этому печальному правилу служит бесчисленное множество сериалов, которые, начавшись за здравие, заканчивались натурально за упокой и оставались в памяти с позорным, нелепым или попросту недосказанным финалом. Тем отрадней, что The Witcher 3 держит высоченную планку качества до финальных титров своего самого что ни на есть последнего дополнения.
Самый последний раз
Когда речь идет о настоящем мастере своего дела, разумный работодатель не поскупится на перевоз такого ценного экземпляра на новое ПМЖ с оплатой всех попутных расходов – а Геральт, вне сомнений, специалист исключительный. Именно его и никого другого захотела видеть княгиня Туссента Анна-Генриетта, когда в тамошней столице Боклере завелась некая Бестия, которая ловко, не без изящества (а так же, как поговаривают, темной магии) убивает благородных рыцарей. Помимо помощи с переездом, княгиня готова щедро оплатить услуги сманенного работника: за помощь Геральту полагается винодельня в безвозмездное пользование и тугой кошель сверху. Кто же от такого предложения откажется?
Если есть на свете рай
Попасть из Велена в Туссент – это как прилететь из Череповца в Тоскану. Грязь, нищету, разруху, вечный холод и дождь вдруг сменяют заливные луга, стройные ряды виноградников, сытые стихоплеты, благородные на словах рыцари, пьянство, разврат и прочие неоспоримые добродетели. Этого цветущего края не коснулась война со всеми сопутствующими ей «радостями», а потому народ здесь живет совсем иными заботами, не особенно сдерживая себя в стремлениях и желаниях, что непременно сказывается и на квестах. Вот злоумышленники отпилили статуе гениталии – надо найти и вернуть; а вот супруги даже после своей смерти продолжают выяснять отношения, да так, что люди в соседних с кладбищем домах уснуть не могут. Ну и, разумеется, тут за каждым углом по идиоту-рыцарю, которые в стремлении впечатлить очередную даму сердца попадают в неприятности одна хуже другой. Очевидно, что при таком переизбытке этих самых рыцарей на отдельно взятом клочке территории просто не мог не случиться настоящий рыцарский турнир, – и Белый Волк, разумеется, там тоже был, мед-пиво пил, по роже бил. Но не надо думать, будто к финалу сценаристы ударились сплошь в комедиантство – трогательных, мрачных, а порой и весьма чернушных историй тут тоже хватает.
Сам Туссент по размерам лишь немногим меньше Ничейных земель, и разработчики приложили все усилия, чтобы сделать его уникальным: здесь своя архитектура, культура, частично флора и фауна. Разумеется, помимо больших, полноценных квестов, карта буквально усеяна знакомыми знаками вопроса, которые в большинстве своем обозначают все те же опостылевшие подводные сокровища, логова чудищ и лагеря бандитов. Есть, впрочем, и пара новинок: так, появились «рыцари в беде», которым нужно подсобить в бою, и целые блокпосты, что нужно зачищать от бандитов, как в каком-нибудь Far Cry. В общем, «открытомирные» приключения как были небесспорными, так таковыми и остались, однако теперь хотя бы есть веские причины хвататься за любой заработок.
Милый дом
Первая из них – это собственное поместье. Вдоволь помотавшись по большакам, ведьмак милостью княгини нашел, наконец, пристанище своей многострадальной тушке. Правда, как водится, задаром хорошее не отдают, поэтому изначально имение выглядит жалко: сад зарос, конюшня обветшала, а сам дом если и видал лучшие дни, то было это еще до рождения Белого Волка.
Чтобы усадьба превратилась в место, куда не стыдно привести хоть молодую медичку, хоть строптивую магичку, вложиться придется изрядно: замена мебели, покраска фасада, ремонт конюшни, – все это стоит не то чтобы баснословных, но ощутимых денег. Зато уж полностью восстановленный дом будет иметь под своей крышей все, что нужно ведьмаку: точильный камень, верстак, алхимический стол, книжный шкаф и кровать, отдых на которой вознаграждается временными бафами. Тут же можно устроить алтарь собственного тщеславия: развесить картины, трофеи и мечи, а также одеть на стойки доспехи, чтобы, окинув взглядом накопленное богатство, ощутить, какой огромный путь вы проделали вместе со своим личным Геральтом.
Второй, гораздо более ощутимый источник расходов – услуги кузнеца-гроссмейстера. Дело в том, что именно в Туссенте находятся чертежи финальных, гроссмейстерских апгрейдов пяти ведьмачьих сетов. Но найти чертежи – это еще полдела, куда сложнее накопить ресурсы и средства, чтобы их скрафтить. Автор этих строк полностью прошел оригинальную игру и первое дополнение, выполнив и зачистив все, что только можно, но даже ему, после полного апгрейда дома, с наскока хватило средств полностью прокачать только два сета. Хотя оно того стоило, потому что бонусы за весь набор дают весьма солидные. Что оказалось весьма кстати, поскольку Blood and Wine рассчитано на высокоуровневых персонажей: бьют тут больно и часто.
Сверхведьмак
Самого Геральта тоже ждет кое-какой апгрейд: пройдя небольшой побочный квест и отыскав лабораторию доктора Моро, мы получим доступ к новой вкладке в меню развития персонажа. Здесь очки навыков и мутагены можно потратить на новые перки, коих активировать за раз можно ровно один, но польза в любом случае будет более чем ощутима. Например, благодаря одному из перков знак «Аард» начнет замораживать врагов (с возможностью расколоть их к чертовой матери), а другой позволит раз в три минуты оживать с полным запасом здоровья после смертельного удара.
В общем, от последней гастроли Геральта мы получили все, что только можно было пожелать: новую зону для исследования, новые пути самосовершенствования, море увлекательных занятий и встреч с интересными личностями. Или, если перевести все на сухие цифры – больше 40 дополнительных часов геймплея. С какой стороны ни посмотри – царское дополнение к царской же игре.