Мало кто сомневался, что The Legend of Zelda: Breath of the Wild будет хорошей игрой, но вот в том, что она получится выдающейся мы, честно говоря, сомневались. Тем приятнее обнаружить, что в итоге мы получили лучшую «Зельду» за долгие годы и самый прекрасный из когда-либо созданных открытых миров.
Почти двадцать лет назад The Legend of Zelda: Ocarina of Time показала, насколько захватывающей может быть игра. В ней имелся открытый для исследования трехмерный мир, была реализована смена времени суток в реальном времени и дебютировала схема управления с фиксацией камеры на противнике – сейчас этим никого не удивишь, но именно «Окарина» проложила дорогу, которая сейчас, наверное, превратилась в скоростное шоссе. Но сама The Legend of Zelda с тех пор словно застыла во времени. Конечно, ее авторы постоянно что-то придумывали, но основа у всех следующих частей была одной и той же и постепенно устаревала. Пока весь мир стремился делать игры удобней и интересней, Nintendo продолжала с маниакальным усердием работать по старым лекалам.
Давние традиции на новый лад
Breath of the Wild начинается примерно с того же, с чего и многие предыдущие Zelda: Линк – юный герой, только он может спасти принцессу и королевство от своего вечного противника Гэнона. Теоретически, на финальный бой можно отправиться чуть ли не сразу, но для успеха лучше все-таки заручиться поддержкой нескольких разумных рас, подобрать правильную экипировку и победить подручных злодея. Но история лишь кажется похожей на предыдущие: сотню лет назад Хайрул по вине Гэнона оказался на грани уничтожения, и те события, конечно, не могли не повлиять на обитателей этого мира. В том числе и на принцессу Зельду, которая внешне хоть и ничуть не постарела, но после всех испытаний явно сломалась психологически. Что до Линка, то во время битвы за Хайрул он был серьезно ранен и провел все это время в этаком магическом аналоге комы, пока его силы не восстановились. Драматичных моментов в сюжете Breath of the Wild больше, чем когда-либо прежде, хотя большая часть игрового мира и выглядит, словно ожившая волшебная сказка.
Очнувшись, Линк почти сразу отправляется выполнять поручение принцессы и остается один на один с огромным Хайрулом. Следующая важная для сюжета локация отмечена на карте, но попытка дойти туда может вылиться в десятки часов путешествий по различным холмам, горам и святилищам. Невозможно устоять и не зайти по пути в какую-нибудь рощицу на огонек к бокоблинам и не перебить их всех ради трофеев. В процессе боя кто-то задевает костер, искры падают на сухую траву, и та сгорает вместе с сидевшей в ней птичкой. На земле остается печеный окорок, которым можно поправить здоровье. Провиант можно добыть и более привычным образом – собрать грибов или яблок, например. Найдется в применение и кулинарным навыкам Линка, причем Breath of the Wild – редкая игра, где готовка интересна сама по себе (и не только в том случае, когда ради птичьего жаркого приходится устраивать маленькое ЧП).
Пьянящее чувство свободы
На чем мы остановились? Линк шел в деревню к какому-то старосте? Ну и ладно – авось там подождут. Тут на горе слева святилище с головоломками и ценной наградой – вот наша новая цель. Всего таких маленьких подземелий в Хайруле сто двадцать, и просто в голове не укладывается, как много сил ушло на их проработку, ведь задачки порой похожи, но никогда не повторяются. Линк почти с самого начала игры умеет замораживать воду, останавливать ход времени для конкретных предметов, перемещать объекты магнитом и использовать бомбы. А еще – летать при помощи параплана и скатываться на щите по наклонным поверхностям. Все это применяется для решения головоломок, решать которые приходится с оглядкой на законы физики. Чтобы создать порыв ветра, необходимо махать огромными листьями, сундуки из-под сокровищ помогут замкнуть электрическую цепь, а камень можно подвинуть ударом молота или взрывной волной. Только будьте предельно внимательны, ведь в игровом «журнале» фиксируется только самое главное, а всякие важные мелочи надо держать в голове (ну, или записывать уже в реальном блокноте).
И это лишь малая часть местных возможностей. Как насчет пожарить мясо на раскаленных камнях рядом с вулканом или срубить пару деревьев, чтобы сделать мост через ущелье? Не забывайте также про климат: в пустынях днем очень жарко, а ночью там же можно задубеть от холода. Запасайтесь теплой одеждой, специальной едой или снадобьями. Раздобыть их непросто, но вы обязательно справитесь. Просто путешествуйте, бегайте по лесам, карабкайтесь в горы. Следующая попытка добраться до предусмотренной сюжетом отметки обернется случайной встречей с каким-нибудь лесником, который расскажет, что где-то за камнями и речками есть пещера сокровищ. На карте он ее не отметит, так что придется искать по ориентирам, или же свернуть куда-нибудь на полпути и заняться другими делами. Можно попробовать оседлать медведя, но не удержаться у него на спине, упасть на склон, скатиться в глубокую реку и утонуть. Breath of the Wild вся состоит из таких забавных историй: вы куда-то идете, а через часок обнаруживаете себя на другом конце карты, штурмующим лагерь врагов или занимающимся ловлей сверчков.
Самое удивительное то, что весь Хайрул сделан вручную – вы не найдете тут ни одного одинакового уголка. При первом прохождении невозможно предсказать, что окажется за следующей скалой, поворотом или деревней. Прудик с утками и лягушками, заросшая острым перцем равнина или же жила с полезными ископаемыми. То же касается крупных животных и монстров. Конечно, разработчики придерживались какой-то системы, но, в отличие от многих других открытых миров, тут нет строгих стандартов, вроде двух лагерей, одной деревни и десяти побочных заданий на регион. Исключение – вышки, но их мало, и карту они открывают простенькую, почти без пометок. Игрока везде ждут сюрпризы: порой даже под небольшим камнем или в рощице между неприметных деревьев. Неудивительно, что и спустя месяц после релиза игроки находят здесь что-то новое, вроде возможности летать на деревянных плотах при помощи пузырей с воздухом.
И трех топоров не пожалеем
За исключением разделенных на несколько фаз поединков с боссами, сражения никогда не были сильной стороной The Legend of Zelda. Впрочем, они никогда и не были особо важны, но в Breath of the Wild боевую систему все равно осовременили. Теперь тут есть не только блок щитом, но также уклонения, контратаки и даже замедление времени. На просторах королевства можно найти или создать десятки видов холодного оружия, которые обязательно пригодятся, ведь клинки, дубины, копья и топоры тут разваливаются после пары десятков ударов. Такое необычное решение разработчиков подталкивает экспериментировать и подбирать чуть ли не все, что валится с монстров, включая даже руки скелетов. Самые ценные же клинки с магическими эффектами лучше приберечь для мини-боссов. Также есть луки, бумеранги и бомбы, но врагов можно убивать и более экзотическими способами: пришибить срубленным деревом или задавить скатившимся с горы камнем. Можно натравить диких животных или перерезать всех во сне. Неожиданным помощником способна стать и погода: шквальный ветер однажды помог закатить бомбу на холм, и при этом самому не попасться на глаза.
Взглянуть на Хайрул, услышать Хайрул
Как бы много интересных идей ни запихнули в Breath of the Wild, фантазия всегда требуют чего-то еще. Порой методом тыка выясняется, что разработчики предусмотрели крайне неожиданные ходы, но всему есть предел. Тем не менее, что действительно сдерживает потенциал новой The Legend of Zelda, так это «железо» самих Switch и Wii U. Эти консоли порой не в состоянии вовремя прорисовать все многочисленные объекты на просторах Хайрула. Тем не менее, за счет стилизации под аниме и акварель местные пейзажи получились завораживающе красивыми. Чего, к сожалению, не скажешь про модели персонажей, монстров и всякой здешней живности.
Зато к звуку не придраться даже при очень большом желании. Саундтрек в Breath of the Wild всегда соответствует происходящему и порой может предупредить об опасности за пару секунд до того, как с этой самой опасностью столкнешься. Музыка всегда была сильной стороной The Legend of Zelda, и тут именно ее звучание создает атмосферу эпичного приключения в ходе крупных сражений.
Графика – единственный значимый недостаток Breath of the Wild. Есть и еще несколько крохотных: иногда при решении головоломки некорректно работают гироскопы, а делающие скалы слишком скользкими, чтобы можно было на них забраться, дожди и опасные для железных доспехов грозы в одном из регионов случаются слишком часто. Да и упомянутые вышки, что открывают карту, а заодно служат точками быстрого перемещения, кажутся хоть и безобидной, но недостойной уровня The Legend of Zelda калькой с открытых миров Ubisoft. Но даже в сумме подобные недочеты не могут испортить общее впечатление. Это игра, ради которой консоль Nintendo надо если не купить, то хотя бы взять у кого-нибудь взаймы. Обязательно.