Земля дрожит, скалы крошатся в пыль. Тьма наступает, боги давно мертвы. Смотри, гибнут тысячи. Смотри, захлебываясь собственной кровью, теряют жизни в бессмысленной стычке друзья. Смотри, если еще можешь. Сага не обещает веселья и счастья. Сага просто не заканчивается.
В свежих расселинах, словно шрамами от хлыста исполосовавших все и вся, змеится гигантское чешуйчатое тулово. Великий Змей, предвестник непоправимого. Оно же – непоправимое – мрачной сизой волной накатывает на людей и варлов, гонит впереди себя дреджей. Волнами, волнами, волнами. И нет зачарованного меча из камня, нет волшебного кольца, нет знамения избранных и судьбой целованных. Есть статисты. А статисты могут умирать свободно. Часто. Неизбежно.
Вырванные страницы
«Стоики» продолжают музыкальную партию ровно с той прощальной ноты, на которой закончилась первая The Banner Saga. Погребальные песни отпеты, ладья сгорела, с ней же изошел на пепел отдавший последний долг герой. Или героиня – BS2 предлагает при желании имплантировать заключительный save game и, покряхтывая, перетащить вслед весь багаж ответственности. Не отдавшиеся небожителям души, галдя и перебивая друг друга, прыгают в следующее приключение. Попутчики, преданно заглядывая нам в ясны очи, ждут, когда доскажут сказку. То не новая, еще пахнущая типографской краской книга, но продолжение прежней, так и недочитанной. Вырванные страницы послушно вшиваются в переплет, лист за листом. На них – все, как и прежде. Акварельно, певуче, порою горько. Как и должно быть.
Заводной баклажан
Механику игропроцесса разработчик на переправе менять не стал, справедливо не наблюдая в том ни малейшего смысла. Как и раньше живем да здравствуем за счет добываемой в боях (в основном) славы, тратя драгоценный ресурс на приобретение съестного, выкуп у спекулянтов артефактов и повышение подчиненных в уровне. Расти героическим героям есть куда – поводок level cup’а приотпустили с пятерки до звонкой десяточки. Отлелеянный да отхоленный удалец, упершись маковкой в потолок, оппозицию доводит до истерик. Раздались богатыри и вширь: теперь к каждой характеристике узелком привязаны занятные «перки», например, один из вариантов для силы – artery strike, дающий шанс нанести критический урон. Нет надобности пояснять, что коллектив элитных ударников добавляет понятию «кровавая баня» едва ли не новое звучание.
Шахматы
На по-прежнему пошаговом разлинованном в классики бранном поле нашлось местечко для посетителей доселе невиданных. Гарцуя, выступают на него натуральные кентавры: уязвив супротивника, непарнокопытные имеют право отскакать в сторону. Дреджи выводят на ознакомление (и неизбежное поругание) свежие кадры, косолапой яростью топают медведи, восстают из заброшенных туннелей сиреневые тени. Иногда театр военных действий возводит дополнительные декорации – разрушаемые баррикады. Препятствия создают удушающие узкие проемы, не позволяют галопом совершить блицкриг. Деревянный пращур танкового ежа защищает вражеского лучника от стального тяжеловесного подарка, а заваливший единственную дорогу ледяной капкан отрезает путь к спасению, швыряя отряд на бойню против молчаливых исполинов. Но экзамены уже сданы загодя. Стратег, выучивший уроки оригинала, стругает броню с особенно крепких недругов, помнит про специальные классовые способности (имеется, скажем, навык, обращающий стрелка на один ход в стационарную, но крайне нервную турель, язвящую любого сунувшегося в радиус поражения олуха) и вовремя уводит из-под удара ослабевших. А иначе... Сами понимаете.
Караван...
... должен идти. Идет – как может. В самом начале он даже немного поплывет – вид кораблей, скользящих по гладкой прозрачной глади, вскоре зазвучит издевательски далеким воспоминанием, когда сценарный молот расколет группу на две части, и вставший во главе новичков командир отряда наемников Болверк пойдет категорически своим путем. От главы к главе, поочередно направляя скрипящие кибитки, предстоит дышать тысячелетней непотревоженной пылью полузабытых пещер, продираться сквозь заповедный лес с дурной репутацией, одолевать снежные заносы... Добираться до Арберранга – столицы королевства, – мечтая, что за крепостными стенами удастся выцарапать передышку и обрести хотя бы подобие надежды.
Текстовые квесты, миниатюрные проверочки на прочность, рассыпаны на пути следования колючими канцелярскими кнопками. Дорога из золотых кирпичей благих намерений вихляет удавочными петлями, постоянно напоминая, что добрые дела вовсе не обещают бравурных последствий. Возьмем отбившихся от своих путников? Спасем обвиненную в колдовстве? Решим дело мирными переговорами?
И встают в полный рост вопросы из вечных, и совесть кое-где стыдливо молчит, потому как то, что благородно – далеко не всегда полезно. И не всегда правильно.
А еще The Banner Saga 2 это история. История о вынужденном слишком быстром взрослении, о попытке найти хоть какой-то смысл собственного существования после того, как потерял всех, ради кого жил, о предательстве и о том, что за любовь порою, платят слишком дорого. История, заканчивающаяся, увы, едва ли не на середине предложения. Stoic откладывает перо, оставляя увлеченного зрителя в неведении. Сагу доскажут. Просто нужно подождать еще.