Уже много лет поклонникам JRPG приходится выслушивать в свой адрес разные подколки. Например, что «играть в аниме» могут только лишь маленькие девочки. Мы по долгу службы стараемся быть выше любых стереотипов и обходимся без предвзятости. Но после прохождения Tales of Berseria тоже очень хочется написать что-нибудь не самое толерантное в соцсетях и надолго забыть про старомодные японские игры с предельно наивными персонажами.
Серия Tales of неплохо себя чувствует еще со времен Super Nintendo. Любят ее, прежде всего, за постоянство и отсутствие попыток гнаться за модой. Юные персонажи с широко распахнутыми глазами, красочные декорации и история, на основе которой можно снять очередное аниме про спасение мира от стереотипных злодеев – таков стандартный набор, который даже при желании у разработчиков не получается изменить. Вот и Tales of Berseria осталась верной традициям, пусть и пытается выглядеть бунтаркой.
Ох уж эти неформалы
Разработчики обещали, что главной героиней игры станет настоящая демоница, и слово свое сдержали. Но лишь формально. На самом деле Вельвет – обычная деревенская девочка, разве что храбрая до неприличия. Власть над темными силами она обрела в результате несчастного случая, но при этом даже за три года заточения в магической тюрьме не особо изменилась как личность. Зато окружающий мир за этот срок пережил настоящую революцию: демоны, некогда державшие в страхе всех людей, оказались почти уничтожены, а всю власть получили почитаемые за спасителей экзорцисты. Во главе всемогущей Церкви стоит маг Арториус, которого Вельвет ненавидит всем сердцем. Дело тут даже не столько в идеологических противоречиях, сколько в личных мотивах. Упомянутый гражданин приходится нашей подопечной родным дядей, но история их взаимоотношений подойдет разве что для семейной драмы с элементами хоррора. Например, ради так называемого «всеобщего блага» Арториус как-то убил младшего из племянников. Да и демонические злоключения главной героини прошли не без участия родственничка.
Вельвет обещает уничтожить чуть ли не весь мир ради мести дяде, но на деле занимается тем же, чем и герои любой другой JRPG, – помогает всем, кто только попросит. Доходит даже до перевоплощений в официантку и до сбора по подземельям шариков с душами няшных прямоходящих котов. Под стать девушке и соратники: демоны, ведьмы и другие изгои ведут себя так беззаботно и шутят столь часто, что вообще непонятно, как такие лапочки смогли разозлить власть имущих. Вся эта цветастая компания путешествует по городам, подолгу гуляет среди экзорцистов и остается неузнанной. Да, персонажи получились яркими и забавными, но вот в драме им точно не место, даже если каждому раздали по «скелету в шкафу».
Избиение младенцев
Как и в большинстве старомодных JRPG, в Tales of Berseria главная героиня большую часть времени путешествует по огромным пустым локациям, где нет иных развлечений, кроме сражений с сотнями однотипных противников. Проблемы с разнообразием бестиария особенно заметные на фоне недавней Shin Megami Tensei. Удались только сюжетные боссы, но их очень мало.
Сами сражения достойны еще большей критики: даже на «повышенном» уровне сложности можно просто лупить по всем кнопкам и все равно выходить победителем. В таких условиях становится лень не только изучать боевую систему, но даже надевать на персонажей новые шмотки – тем более что старая экипировка со временем сама улучшается. Зато с чем наверняка захочется экспериментировать, так это с декоративными предметами: костюмами, прическами и аксессуарами. Если уж сюжет превращает происходящее в сущий цирк, то почему бы не сражаться в купальниках, нацепив заодно бутоньерки, монокли и прочую мишуру?
Если все же попытаться разобраться в нюансах мордобоя, то выяснится, что боевая система Tales of Berseria получилась весьма простой и в то же время толковой (но с до ужаса запутанными описаниями и интерфейсом). Для успеха нужно поддерживать положительный уровень энергии, которая тратится на атаки и суперудары, а восполняется как сама по себе, так и при наложении на врага негативных эффектов. В теории можно даже длинные комбо выстраивать, хотя на практике подобные ухищрения нужны лишь для боев с боссами. Из плюсов – приглянувшиеся удары можно самому подвесить на кнопки геймпада.
Есть в игре и возможность разбирать оружие на элементы, а также мастерить новое, но вряд ли вам понравится часами фармить какой-нибудь ингредиент ради клинка, без которого и так можно легко обойтись.
Tales of Berseria – прекрасный пример того, почему JRPG больше не в моде. Полупустой мир, укативший на пикник баланс и дешевая драма вместо обещанной по-настоящему новой истории – вот и вся суть этой игры. Да, большинство недостатков можно оправдать фразой: «Это JRPG, тут так принято». Но, елки-палки, как же мы от этого устали.