Помните, как в финале картины «Первый Мститель» Капитан Америка с грустью говорил о свидании, которое пообещал Пегги Картер еще 70 лет назад? В середине 90-х Ю Судзуки задумал эпическую сагу длиной в 16 глав. Однако судьба уготовила Shenmue иную участь – на свет появились лишь четыре из них. Спросите, что общего у вымышленного супергероя и разработчика игр? Оба не сумели сдержать обещаний из-за неудачного стечения обстоятельств. Но если Кэп смирился с печальным положением дел, то Судзуки решил наверстать упущенное спустя почти 20 лет.
Оригинальная Shenmue стала не только самым технологичным проектом конца 90-х, но одним из ведущих новаторов того времени. Многие из заложенных в нее элементов, будь то реалистичная симуляция городской жизни или обилие интерактивных заставок, оказали значительное влияние на игровую индустрию. Жаль, что за всем этим в действительности скрывался абсолютно унылый игровой процесс и сюжет уровня гонконгских боевиков. И хотя разработчикам удалось исправить значительную часть огрехов в сиквеле, латать дыры в ту пору, когда Dreamcast официально «списали» со счетов, было уже поздно.
Так какой, говорите, сейчас год?
Важно понимать, что на момент релиза Shenmue игры только начинали делать первые шаги к тому, чтобы встать на одну дорожку с киноиндустрией. Поэтому тогда сильный акцент даже на далеко не самом выдающемся сюжете, помноженный на революционный уровень графики, действительно мог впечатлить. Но уже лет 10 назад о проекте с подобным сценарием и геймплеем, на добрых 70 процентов состоящем из болтовни с NPC и простецких мини-игр, забыли бы уже через пару дней после релиза. Что уж говорить про нынешние времена.
К сожалению, Ю Судзуки отошел от дел практически сразу же после выхода Shenmue 2, сперва ограничившись формальной должностью продюсера в Sega, а затем и вовсе покинув стены компании. Он основал свою маленькую студию, которая специализировалась на фансервисных играх для мобилок, созданных по мотивам Shenmue и Virtua Fighter. И похоже, что все эти годы совсем не интересовался тем, что происходит в индустрии в целом. Поэтому адекватно воспринимать продолжение сейчас, даже с поправкой на историческую ценность и ностальгию, приходится с большим напрягом. Релиз второй и третьей частей разделило почти два десятка лет, за которые игры успели проделать огромный эволюционный путь. Да, при создании третьей части у разработчиков не было того огромного бюджета, как во времена первой Shenmue – но если уж взялся за гуж, значит, надо как-то соответствовать.
Подход у Судзуки, очевидно, был другим – раз проект ассоциируется с Sega Dreamcast и началом 2000-х, то давайте дружно представим, что консоль прожила еще какое-то время, и Shenmue III вышла ней. И действительно – видя все те же примитивные игровые механики и пресные диалоги, то и дело начинает казаться, будто бы вернулся в прошлое. Прийти в себя помогает техническое исполнение. Пусть игра и не блещет качественной по меркам Unreal Engine 4 картинкой, отсутствие загрузок через каждые две минуты и добротно нарисованное окружение явно свидетельствуют о современном происхождении третьей Shenmue.
Через тернии уныния
Игры с открытым миром давно приучили нас к тому, что даже простецкая, на первый взгляд, история может вырасти до непомерных масштабов за считанные часы. Даже если центральная цель протагониста обозначена сходу – это не отменяет его вовлеченности в дела второстепенных персонажей и сопутствующих им сюжетных сегментов. Shenmue же еще с момента своего появления на свет ощущалась как аллегория на студента, коротающего время посреди унылой лекции. Проходит полчаса, затем час, а конца и края все никак не видать.
Напомним, что сюжет серии крутится вокруг главаря китайской мафии по имени Лан Ди, который похитил таинственное зеркало у некоего Ивао Хадзуки, а затем убил его на глазах у сына. И теперь Ре живет ради одной лишь цели – мести за погибшего отца. Хронометраж первых двух частей, без оглядки на побочные активности, составил порядка 30-40 часов. За это время Геральт из третьего «Ведьмака» успел разгрести такой ворох проблем, которые болтающему с прохожими герою Shenmue и не снились. И вообще, все, что удалось узнать за первые две игры – это то, что зеркало обладает мистической силой и как-то связано с девушкой Шенхуа, периодически являвшейся Ре в его грезах. Ну и то, что Лан Ди пошел на убийство, будучи уверенным в том, что его отец пал от рук Ивао.
Можно, конечно, предположить, что Судзуки планировал оставить все самое интересное на сладкое, но, согласитесь, это так не работает с учетом огромного (в теории) хронометража. И известие о том, что все три игры в совокупности не расскажут и половины задуманной истории, только подлило масло в огонь. Сюжет же в самой Shenmue III вышел еще более пустым и вялотекущим, чем в прошлых частях. А ценную информацию, полученную в ходе прохождения, можно уместить в одно предложение.
Игровой процесс претерпел лишь два значимых изменения. Первое – плавно угасающая линейка здоровья и сопутствующая ей необходимость в потреблении пищи. Так что приготовьтесь к гринду денег в одинаково унылых мини-играх. И второе – измененная боевая система. Броски канули в прошлое, а на смену им пришел странно работающий блок. Но это еще ничего. Куда хуже заторможенность героя при выполнении приемов и жульнические хитбоксы. Наш вам совет – не тратьте нервы попусту и поставьте легкий режим сложности.
Да ладно, и так сойдет
В эпоху Интернета на просторах сети периодически всплывают прототипы проектов, которые были отменены или же претерпели значительные метаморфозы к релизу. Например, несколько лет тому назад мы получили возможность пощупать так называемую Resident Evil 1.5 – самую раннюю версию второй части. Впечатление от Shenmue III схожее – игру будто бы и впрямь сделали во времена Dreamcast, но не стали выпускать на рынок. Затем, по прошествии почти двух десятилетий, ее достали с полки, кое-как прикрутили к ней современный движок и отправили в печать.
Более того – даже если закрыть глаза на общую архаичность, сложно воспринимать игру как продолжение, о котором фанаты мечтали почти два десятилетия. Shenmue III сделана спустя рукава и не дотягивает до уровня второй части. Здесь нет места ярким персонажам и разнообразию локаций, а сценарий вместо долгожданных ответов на наболевшие вопросы оставил после себя кучу новых. И как бы часто Судзуки не заявлял, что Shenmue – главный проект всей его жизни, третья часть напоминает лишь дежурный адд-он, созданный для зарабатывания легких денег.