Антон Бондаренко, 23 декабря 2016

Странная это штука, игровая генетика. Папа-Daedalic всю жизнь издавал немецкие квесты да нишевые ролевые игры; мама-Mimimi – и вовсе безвестная студия из Мюнхена, чье портфолио забито красочными играми для детей да прототипами из серии «пошлепай колбаску». Как от такого союза родилась полнокровная духовная наследница Commandos и Desperados, да еще и про Японию периода Эдо – решительно неясно.

Подсветка работает сквозь стены, поэтому по некоторым зданиям с ней карабкаться труднее, чем без нее

Впрочем, место действия особого значения не имеет, поскольку расклад здесь самый что ни на есть классический: есть наш отряд, числом от одного до пяти специалистов, есть карта, обильно усеянная противниками, и есть почти невыполнимая цель – например, проникнуть в замок и подорвать пороховой склад. Или освободить деревню, вырезав полсотни солдат силами четырнадцатилетней девочки, одноногого старика-снайпера и единственного самурая (которого вначале еще предстоит освободить).

Разумеется, в лобовую атаку идти бесполезно: почти у каждого врага при себе ружье, и даже могучий адепт бусидо в чистом поле проживет считаные секунды. Приходится действовать подло и расчетливо, то есть ныкаться по углам, устраивать засады и бить врагов в спину. Благо в Blades of the Shogun исключен элемент случайности: AI действует по простым и понятным правилам, и разработчики не постеснялись выложить эти правила игроку. Например, рядовые противники гарантированно отправятся проверить подозрительный шум и послушно забредут в приготовленную западню. Часовые в соломенных шляпах никуда не пойдут, но исправно повернутся на звук, давая пару секунд на то, чтобы незаметно проскользнуть мимо. Даже у вражеских самураев – местных терминаторов, которых просто так ножичком со спины не заколоть, – имеются запрограммированные слабости, которыми можно и нужно пользоваться.

Умирают противники не сразу: скажем, жертва сюрикена еще пару секунд стоит столбом, и если в этот момент на нее кто-то взглянет – тревоги не избежать

Будь как вода

Чтобы процесс зачистки не сводился к механическому повторению одних и тех же трюков, Mimimi каждую миссию тасует переменные. Например, набор доступных героев, которые все как один узкие профессионалы, – и ключевое слово тут «узкие». То есть навыков у каждого немного, зато почти все они уникальные: скажем, только девочка-воровка вправе ставить капкан и пользоваться манком, на звук которого сбегаются солдаты со всей округи. Только женщина-ниндзя может распылить порошок, ухудшающий видимость, или успешно прикинуться мирной жительницей. Только шиноби способен кидать камни и сюрикены (вернее, сюрикен – он у него в единственном числе, поэтому после броска еще придется прогуляться до трупа и забрать «звездочку»). Разве что трупы умеют переносить все, кроме деда-снайпера – но даже это они делают с разной скоростью: если самурай бодро бегает с двумя жмуриками в охапке, то девушки даже одного покойника тащат волоком.

Свою лепту в борьбу с рутиной вносит и погода, меняющаяся от миссии к миссии: например, на заснеженной карте любая прогулка по снегу оставит подозрительную цепочку следов, которая приведет врага аккурат к герою (или в ловушку, это уж как рассчитать). На миссии, разворачивающейся во время ливня, придется особое внимание обращать на лужи – шлепая по ним, к часовому бесшумно не подкрасться. Ну а ночью привычная схема и вовсе кардинально меняется: здесь любой источник света представляет смертельную опасность, зато во тьме стражники почти слепы, а вовремя потушенные факелы выманивают их не хуже свистка воровки.

Жертвам можно подстраивать несчастные случаи: давить телегами или ронять на них сосульки, горшки, ящики и прочие тяжелые предметы

Наконец, каждую карту можно пройти несколькими методами, и чтобы подхлестнуть фантазию игроков в нужном направлении, разработчики добавили к каждой миссии несколько челленджей. Например, пройти задание, так и не вернув освобожденному самураю броню. Или не сделав ни одного выстрела. Или вообще бескровно. В общем, хотя в Blades of the Shogun всего двенадцать миссий, просидеть за ней можно не один десяток часов.

Путь в тысячу ли

Помимо проработки собственно заданий, Mimimi уделила массу внимания тому, что называется громоздким термином «качество жизни», а говоря проще – мелким интерфейсным удобствам. Скажем, если действие производит шум – его радиус непременно будет показан визуально. Все интерактивные объекты: врагов, гражданских, колодцы и ящики, куда можно спрятать трупы, кусты, куда можно спрятаться самому, крюки, позволяющие залезть на крышу, и тому подобное – можно подсветить нажатием клавиши. Ну а режим планирования позволяет подвесить на одну кнопку сразу несколько команд разным героям – например, чтобы весь отряд одновременно начал резать глотки патрульным, остановившимся передохнуть.

Чтобы ниндзя могла притвориться мирной жительницей, вначале придется отыскать для нее подходящий комплект одежды

При этом у студии хватило времени, чтобы прицепить к игре сюжет, пусть даже незамысловатый. Хороший сегун, который обеспечивает в стране мир и порядок исключительно добрыми методами; злые повстанцы, которые хотят войны просто потому, что любят войну, – все это на Нобелевскую премию по литературе никак не тянет, но позволяет объединить набор разрозненных миссий в единое повествование. К тому же фокус игра делает не на геополитике, а на главных героях: они не только обсуждают предстоящее задание во время брифинга, но и болтают о наболевшем по ходу задания или просто жалуются на погоду – и вскоре к ним начинаешь относиться если не как к родным, то, по меньшей мере, как к самостоятельным личностям. А в тактической игре все-таки гораздо приятнее возиться не с абстрактными «снайпером», «капканщиком» или «солдатом», а с конкретными персоналиями.

Словом, видно, что сотрудники Mimimi работали над игрой не только на совесть, но и с любовью. Поэтому в качестве бальзама на истосковавшееся по «Коммандосам» сердце Blades of the Shogun подходит идеально.

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 8
  • Звук и музыка 9
  • Оригинальность 8
  • Ценность для жанра 9
Оценка редакции
8.6
Оценка пользователей
8.7

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!