Античные времена неизменно притягивают к себе внимание геймдизайнеров. Только за прошедший год нам выпало немало возможностей посетить древние государства. Так, спартанец Кратос еще раз прошелся не столько огнем, сколько мечом по Древней Греции, а сражения в Total War: Rome II гремят и по сей день.
Суровые и роскошные антуражи древнеримской империи Crytek выбрала в качестве декораций новой игры неожиданного от создавшей Crysis студии жанра. Беря за образцы для подражания God of War и, как ни странно, Call of Duty, немецко-турецкие разработчики вооружились мощнейшим движком CryEngine четвертого поколения. Благодаря последнему в Ryse: Son of Rome нас ждет античный мир дивной красоты и удивительной исторической недостоверности. В котором, тем не менее, надолго задерживаться поводов нет.
Варварские будни
Вернувшись из Александрии, Мариус Титус окунулся в тепло родительского дома. Отец и мать встретили сына радушно, а вот с сестрой он повидаться не успел: в дом неожиданно вломились варвары и принялись заниматься основным варварским хобби – убивать всех, кто попадется под руку. Первыми под руку попались мать и сестра Титуса, чуть позже варвары добрались и до его отца. Лишившись в одночасье семьи, Мариус поклялся отомстить убийцам, что определило главную сюжетную цель Ryse.
Как нетрудно догадаться, всю игру придется воплощать клятву, кромсая врагов мечом, избивая их щитом, забрасывая пилумами и обстреливая из баллист и катапульт. Свою лепту в зрелищность вносит и плохая карма Мариуса, ведь вокруг него постоянно происходят какие-то неприятности: То катапультный снаряд выкосит половину соратников, то римский корабль на полном ходу врежется в берег (как парусное судно сумело развить скорость крейсера – лучше не вникать), то башня развалится на глазах и, падая, заденет всех, кроме нас. Одним словом, – неинтерактивный Диснейленд в лучших традициях Call of Duty.
В игровой процессе все куда менее разнообразно, чем в скриптах, и вызывает ассоциации не с Диснейлендом, а с трудовыми буднями мясника. Ограниченный набор врагов нужно искоренять ограниченным набором приемов и приканчивать столь же ограниченным набором добиваний. С боевой системой разработчики явно просчитались: они так старались ее упростить, что в арсенале Титуса присутствуют только пара ударов мечом и щитом (которым тоже можно как следуют приложить). При этом Мариус передвигается с такой скоростью, что легендарный мастер меча Миямото Мусаси совершил бы сэппуку от зависти. После нескольких ударов мечом «клиент созревает», и его можно зверски добить, нажав на геймпаде кнопки того цвета, которыми помигивает еле живой противник. Пожалуй, цветовая подсветка противников – самая удачная геймплейная находка Ryse. Нелепые буквы, появляющиеся на экране в других играх, уйдут в прошлое, тут все удобнее: мигнул вражина синим – жми X, а сверкнул желтым – дави Y.
Несмотря на то, что Титус является гражданином Рима и вообще, весь такой цивилизованный, в обычном бою от варваров его можно отличить только по доспехам и вооружению. С врагами бравый легионер расправляется с жестокостью, которой позавидовали бы даже германцы. Почему Мариус протыкает противника несколько раз мечом – еще понять можно. Но зачем он после этого совершает контрольный удар щитом в голову – ясно не очень. Смачный удар ногой в голову лежащего и отрубание конечностей тут считаются гуманными способами расправы, если сравнивать с остальными «фаталити». А уж сброшенные Мариусом с высоких стен (в специально отведенных местах локаций противников можно казнить уникальными способами) варвары наверняка во время полета благодарят богов за дарованную им милосердную смерть.
Зверствовать в отношении противников приходится не только из-за желания удовлетворить садистские наклонности (если таковые имеются), но и чтобы получить бонус. Причем, какой именно бонус – решает сам игрок. С помощью крестовины можно выбрать прибавку к жалованию (после добивания врага игрок получить сверхприбыль), право на бесплатное лечение (зверское убийство позволит заполнить шкалу здоровья) и т.п. Нажитое кровавым трудом тратится на прокачку параметров Титуса и открытие всевозможных бафов, а ненажитое можно докупить в магазине за реальные деньги и потратить на все ту же прокачку.
Наша служба и опасна и пресна
Идти по тропе мести за убитую родню поначалу интересно. Только после того, как понимаешь, что тропинка эта уж очень ровная и прямая, и что желательно добивать посредством QTE каждого (!) встречного недруга, – вот тогда и начинает появляться желание простить всем злодеям смертельные обиды и поиграть во что-то другое. Все-таки в сотый раз наблюдать до боли знакомую анимацию вспарывания варварского горла римским мечом – удовольствие на любителя или садиста. Или на садиста-любителя.
Судя по Ryse, технология клонирования была освоена племенами варваров еще в древнее время. В группах, нападающих на Титуса, зачастую встречаются по три-четыре «одинаковых с лица» (а также «с одежды» и «с вооружения») варвара. Понятно, что в других играх – та же история, но ведь у нас тут некстген все-таки: хотя бы щиты в разные цвета можно было раскрасить?
Продираясь сквозь легионы клонов, Титус, а вместе с ним и игрок, пробивается к финалу истории о кровавой мести, которая, судя по количеству убитых врагов в кампании, стоила варварам нескольких племен. Месть получилась убедительная, но недолгая: заставку от драматического финала отделяют всего шесть часов, которые пролетают как один. Но вовсе не потому, что Ryse так увлекательна, а потому, что все шесть часов приходится делать практически одно и тоже.
Довольно странная получилась у Crytek игра. С одной стороны, графическое исполнение выглядит крайне убедительно: сомневаться, что перед нами настоящая некстгеновая игра, не приходится. С другой, – игровой процесс напоминает о временах PS2, когда однообразные и непримечательные в плане игрового процесса экшены были в порядке вещей. Вряд ли кто-то ждал откровений от Ryse, но свести весь геймплей к бесконечной череде одинаковых добиваний одинаковых противников было со стороны разработчиков ошибкой.
Если в Crytek ставилась задача создать для Microsoft собственный God of War, то она с треском провалилась.
Наш рейтинг: 6.7
Текст: Владимир Пуганов