Сколько американцев толерантностью ни корми, но, когда в фильмах и играх речь заходит о России, набор возможных ассоциаций у них, как правило, ограничивается либо мафией, либо звериным оскалом коммунизма. Справедливость этого правила лишний раз подтвердила новая часть серии Tomb Raider.
Узнав, что целью очередных приключений Лары Крофт станут поиски Китеж-града на просторах Сибири, были основания предполагать, что ничего смешнее и глупее придумать уже в принципе нельзя. Оказалось, еще как можно.
В самой игре китежцы продолжают сражаться, но уже против боевиков организации Trinity, которые, как и Лара Крофт, ищут в затерянном городе секрет вечной жизни. Несмотря на то, что новый враг интернационален, разработчики не раз напомнят про ужасное советское прошлое. Апофеоз этого – специальная ачивка, которая выдается за сжигание плакатов, посвященных освоению космоса. Причем не вандализма ради, а для предотвращения действия советской пропаганды. Тут будет нелишним подчеркнуть, что главная героиня у нас родом из Соединенного Королевства, страны, которая не смогла запустить в космос даже болонку. Родив такую вот хитровыверть, сценаристы явно посчитали свою задачу выполненной, а потому в дальнейшем стали «творить» уже без прежнего огонька. Как следствие, почти все сюжетные повороты в игре получились предсказуемыми, а один из них и вовсе был без всякого стеснения позаимствован из предыдущей части. И это еще не говоря о том, что по числу банальностей диалоги из Rise of the Tomb Raider явно метят в Книгу рекордов Гиннесса.
Вызывает вопросы и ситуация с оружием в целом. Например, поначалу Лара вынуждена обходиться исключительно луком, хотя ничего не мешает ей взять винтовку или пистолет с трупа наемника «Троицы». Но нет, первый ствол выдают строго по сюжету, примерно после пятнадцати убитых противников, причем им оказывается непонятно сколько лет пролежавший в развалинах револьвер.
Где-то к завершению первой трети Rise of the Tomb Raider начинаешь ловить себя на мысли, что пройти игру до конца можно только из любви к Ларе. Собственно, Лара и гробницы с головоломками – то немногое действительно хорошее, что здесь есть. Последних, кстати, стало действительно больше по сравнению с предыдущей частью, но все равно не настолько, как хотелось бы. И при этом посещение большинства из них по-прежнему является необязательным для прохождения. Хотя лучше бы таковой сделали всю остальную игру.
На руинах здравого смысла
Первые признаки повышающегося градуса сюжетного веселья становятся заметны еще в дебюте игры, когда Лара на подступах к Китежу находит корону киевского князя (видимо, он пытался укрыться там от нашествия монголов, но не смог получить визу) и вмерзший в ледяную стену боевой корабль византийцев. Напомним, что речь идет о Сибири, которую разработчики по каким-то ведомым только им причинам явно видят самым популярным «тусовочным» местом средневековой Руси. Вскоре выясняется, что потомки жителей Китежа здравствуют и поныне, что обитают они уединенной общиной, и единственный смысл их существования – борьба за свободу. С кем? Да хотя бы и с Советской властью, представители которой при первой же возможности организовали в тех краях ГУЛаг. Причем не абы какой, а с урановыми рудниками (не удивимся, если выяснится, что уран злобные коммунисты привезли с собой и всем назло сами закопали в горах). После чего местные жители устроили самую настоящую войну за независимость и, судя по всему, в ней победили: скелеты в советской форме в Rise of the Tomb Raider встречаются буквально повсюду.В самой игре китежцы продолжают сражаться, но уже против боевиков организации Trinity, которые, как и Лара Крофт, ищут в затерянном городе секрет вечной жизни. Несмотря на то, что новый враг интернационален, разработчики не раз напомнят про ужасное советское прошлое. Апофеоз этого – специальная ачивка, которая выдается за сжигание плакатов, посвященных освоению космоса. Причем не вандализма ради, а для предотвращения действия советской пропаганды. Тут будет нелишним подчеркнуть, что главная героиня у нас родом из Соединенного Королевства, страны, которая не смогла запустить в космос даже болонку. Родив такую вот хитровыверть, сценаристы явно посчитали свою задачу выполненной, а потому в дальнейшем стали «творить» уже без прежнего огонька. Как следствие, почти все сюжетные повороты в игре получились предсказуемыми, а один из них и вовсе был без всякого стеснения позаимствован из предыдущей части. И это еще не говоря о том, что по числу банальностей диалоги из Rise of the Tomb Raider явно метят в Книгу рекордов Гиннесса.
Расхитительница недр
Если оставить за скобками сюжет, то новая часть приключений Лары Крофт на первый взгляд производит впечатление ладно скроенного блокбастера. Игра неплохо выглядит (даже очень неплохо, если принять во внимание не самые впечатляющие технические характеристики Xbox One); боевка, стелс и акробатика в ней сочетаются с элементами сэндбокса, плюс имеются крафт и прокачка умений. Да, все перечисленное было так или иначе реализовано и в прошлой части Tomb Raider, однако теперь эти направления решили углубить и развить. Намерение вроде бы здравое, но есть одна проблема. Уже предыдущая игра по части логики весьма заметно страдала от несовместимых со здравым смыслом перегибов. В Rise of the Tomb Raider эту самую логику, кажется, сгноили в глубинах китежских урановых рудников еще на ранней стадии разработки. Возьмем, к примеру, крафт. Лара по-прежнему может с помощью самых примитивных подручных средств апгрейдить оружие, повышая, например, точность стрельбы или наносимый урон. К этому мы уже люди привычные, на такое можем и глаза закрыть, но вот скажите, зачем при этом надо было расширять систему сбора ресурсов и, например, учить мисс Крофт добывать руду (хорошо хоть не урановую)? Оная в игре, кстати, используется очень оригинальным способом: если положить ее в жестяную банку, то получится граната.Вызывает вопросы и ситуация с оружием в целом. Например, поначалу Лара вынуждена обходиться исключительно луком, хотя ничего не мешает ей взять винтовку или пистолет с трупа наемника «Троицы». Но нет, первый ствол выдают строго по сюжету, примерно после пятнадцати убитых противников, причем им оказывается непонятно сколько лет пролежавший в развалинах револьвер.
Археолог-убийца
В бою Лара, как и в прошлой части, напоминает не столько расхитительницу гробниц, сколько окрысившуюся на весь мир Сару Коннор из второго «Терминатора». При этом, решив сделать в Rise of the Tomb Raider упор на лук и стрелы, разработчики добавили несколько навыков, которые делают это оружие действительно ультимативным. Например, Лара может выпустить три стрелы за раз и при этом гарантированно поставить ими хедшоты. То есть целила в пятку, а попала в голову. И так три раза подряд. Стрельба из лука, к слову, на корню убивает всякую необходимость в стелсе. Зачем подкрадываться к врагам, придумывать способы отвлечь их внимание и заниматься прочей ерундой, когда можно залезть на крышу ближайшего сарая и оттуда снимать охрану по одному (или даже по трое)? Конечно, противник рано или поздно поднимет тревогу, да только к тому моменту в живых остается обычно один или два наемника. Видимо, понимая, что Лару с луком в покое оставлять опасно, разработчики понавставляли в игру кучу эпизодов, в которых нас уже вынуждают брать в руки автомат или дробовик и палить от бедра, поскольку пространства для маневра мало, а враги в курсе нашего присутствия и прут волнами. Причем поначалу бойцы попроще, а затем уже упакованные в бронежилеты товарищи. Как вариант, огнеметчик – классический босс уровня из игр прошлого века, поскольку убить его можно, только если взорвать висящий за спиной баллон с горючей смесью.Где-то к завершению первой трети Rise of the Tomb Raider начинаешь ловить себя на мысли, что пройти игру до конца можно только из любви к Ларе. Собственно, Лара и гробницы с головоломками – то немногое действительно хорошее, что здесь есть. Последних, кстати, стало действительно больше по сравнению с предыдущей частью, но все равно не настолько, как хотелось бы. И при этом посещение большинства из них по-прежнему является необязательным для прохождения. Хотя лучше бы таковой сделали всю остальную игру.