После выхода GTA: San Andreas, Rockstar окончательно превратилась в компанию, каждую новую игру которой ждут миллионы людей по всему миру, а хайп вокруг них выходит далеко за пределы игровой индустрии. При этом она еще и постоянно наращивает обороты, умудряясь каждым последующим проектом хоть в чем-то серьезно превзойти предыдущий.
Делать что-то под таким чудовищным давлением наверняка непросто. Особенно, если это «что-то» – не очередной «Великий Авто Угон», а сиквел менее популярной игры.
Ведь Red Dead Redemption всегда находился немного в тени. Детище Rockstar San Diego было натуральным долгостроем, в успех которого еще за год до выхода не верил, кажется, никто. Однако после релиза история Джона Марстона получила заслуженную любовь по обе стороны «Метакритика», а также отличные продажи. Казалось, сиквел не за горами, но GTA 5 с его слишком прибыльным онлайном внес свои коррективы: продолжения пришлось ждать целых восемь лет, и в итоге оно оказалось приквелом.
С кем поведешься
1899 год. Дикий Запад потихоньку перестает быть таким уж диким: население возрастает, бизнес наращивает капиталы, и как следствие, возникает «частный правопорядок» – многочисленные охотники за головами и «пинкертоны» нещадно сужают ареолы обитания джентльменов удачи. Среди таких вот «притесняемых» и банда Датча Ван дер Линде, которой после неудачного ограбления парома в Блэкуотере (центре местной культурной жизни, хорошо известном всем игравшим в первую часть) пускается в бега. И все бы ничего, но Датч – бандит не простой, а с замашками мессии и повадками Робин Гуда. Грабит богатых, отдает деньги бедным и спасает обездоленных, а потому его шайка больше похожа на цыганский табор, едва умещающийся в пяток повозок.
Среди ближайших помощников Датча – Артур Морган, главный герой Red Dead Redemption 2, примкнувший к банде двадцать лет назад еще будучи подростком. Он верен главарю, но прекрасно осознает, что такие закидоны рано или поздно приведут их всех на виселицу.
Так вот, с трудом и не без потерь пережив аномально снежную и холодную весну в горах, банда оседает недалеко от захудалого скотоводческого поселения и начинает понемногу раскручивать маховик местного криминала: то дилижанс украдет, то на ферму нападет, то скот угонит, ну и так далее.
Игры Rockstar порой (незаслуженно) ругают за то, что сюжеты в них подаются рвано, даже бессвязно. Так вот, теперь у некоторой «лоскутности» истории есть вполне логичное обоснование: в финансовое процветание банды каждый ее член сам вносит посильный вклад, а потому мутит свои «делюги» независимо от других, привлекая коллег лишь по необходимости, в кульминационные моменты.
Естественно, по доброй традиции «большой R», публика в окружении главного героя подобралась сплошь экзотическая: головорез с фиксацией на кастрации врагов, крепко сидящий на морфии пастор, вечно сачкующий от любой полезной работы дед (зато он развлекает народ игрой на банджо), трусоватый перебежчик из конкурирующей банды. Есть, впрочем, и светлые личности вроде старика Хозэ – настоящего джентльмена удачи, старомодного бандита с большой буквы «Б».
Что касается самого Артура, то у нас были сомнения в том, что Rockstar сможет выписать харизматичного главного героя, особенно после не слишком удачной в этом смысле GTA5, – но у них получилось. Морган, пожалуй, один из лучших главных героев, которых породила студия. Уставший от разбоя, но по-настоящему профессиональный бандит, не дурак выпить и подраться в кабаке, он остроумен, саркастичен, суров и груб с мужиками, но при этом неловок в общении с любимой дамой. Справедливости ради, огромная заслуга в передаче характера персонажа принадлежит актеру, потрясающе его озвучившему.
Дикая меланхолия
Важно понимать, что Red Dead Redemption 2 – не ураганный экшен с бесконечными перестрелками, а достаточно меланхоличная игра. Здешний Дикий Запад огромен, а быстрое перемещение изначально не доступно, да и не нужно, ведь скакать десятки минут по потрясающим пейзажам под атмосферную музыку – это отдельное удовольствие. К тому же, так вы не пропустите десятки сценок и необязательных историй, происходящих в округе. Вот бедолагу укусила змея, спасите его и добро вам еще вернется; вот женщину придавило лошадью – довезите ее до фермы, и по пути она расскажет много интересного (и полезного бандиту) о хозяине угодий; а здесь пума загнала мужика на дерево, почему бы не спасти горемыку? Все это настолько органично встроено в мир, что не чувствуется ни малейшей фальши.
Естественность – одно из главных ощущений от второй части. Взять, например, наш лагерь: в нем всегда кипит жизнь, диалогов и анимаций у членов банды столько, что невозможно предсказать, что они будут делать дальше, поэтому происходящее выглядит не как привычный механический спектакль, а как нормальный быт живых людей.
Конечно, в больших населенных пунктах будни прописаны немного менее подробно, но все равно, вполне натуралистично: никто из случайных NPC не тупит и не занимается откровенной дичью, мгновенно разрушающей атмосферу, да и клонов особенно не найти, зато диалогов и сценок, опять же, просто бессчетное количество. Причем, с каждым встречным можно перекинуться парой дружеских слов или оскорбить, попытавшись вывести на мордобой или дуэль. Но совершая преступление, нужно быть бдительным: случайный свидетель обязательно побежит жаловаться куда следует, поэтому его нужно вычислить, изловить и тумаками убедить в том, что ябедничать нехорошо. Если не вышло, ждите прибытия на место преступления целой бригады законников, которая будет выяснять личность преступника – и это, кстати, повод почаще пользоваться маской, чтобы не мочить лишний раз свою и без того не слишком сухую репутацию.
От нее напрямую зависит отношение к Артуру, а также цены в магазинах и суммы некоторых вознаграждений. Напропалую грабите, убиваете, угоняете лошадей – не ждите теплого приема; и наоборот, ведете себя по бандитским меркам благородно – и местные реднеки уже не испытывают жгучего желания запороть вас вилами.
Впрочем, особенно кокетничать с деревенщиной Моргану недосуг. Для начала нужно позаботится о своих: у лагеря есть потребность в еде, а значит, нужно периодически охотиться. Потом неплохо бы подкидывать денег в общак, – на них можно будет справить всем нормальные палатки, курятник, аптеку и оружейный схрон, прикупить лодку, чтобы рыбачить на глубоководье, и так далее.
Худо-бедно обустроившись, можно потратить время и на окрестных фриков: один собирает сигаретные карточки и готов много выложить за полные коллекции; другой продает карты сокровищ, третьей нужны кости динозавров, четвертый просит отсылать ему по почте самую большую из пойманных рыб.
Набегавшись за день, вечером хочется просто скинуть сапоги и поиграть с друзьями в домино или покер, или напиться виски и орать песни под гитару. Ведь завтра еще ловить преступников, за которых назначена жирная награда, и они практически поголовно нужны живыми. Занятий, в общем, море и на любой вкус, и все обставлено на таком уровне и с таким вниманием к мелочам, что порой диву даешься, как это вообще возможно в наше время штамповки и микротранзакций.
Детали – это все
Rockstar как никто знает, что погружение невозможно без кропотливой, буквально маниакальной работы с деталями и в Red Dead Redemption 2 зашла так далеко, как не заходил еще никто. Взять хотя бы то, как тут обставлено обычное мытье. Придя в соответствующее заведение и уплатив в кассу, Артур получает в распоряжение горячую ванну, где нужно самому, в ручном режиме тереть руки, ноги, голову. Не хочется самому – не вопрос, выкладываем еще полдоллара, и вот героя уже натирает специально обученная дама. Причем ей можно даже доплатить, чтобы она не тараторила. Кстати, о гигиене своего коня тоже нужно заботиться, вычищая его специальной щеткой.
О питании также нельзя забывать, причем переедая, Морган вполне может потолстеть, тогда у него ухудшится выносливость, но улучшится здоровье. Если же хронически недоедать, то наоборот – со здоровьем будет не ахти, но с бегом и прочей акробатикой куда бодрее. Одеваться тоже лучше по погоде: в горы необходимо брать с собой теплые вещи, а на жарком юге надевать что полегче. Раздолье для модника тут колоссальное, подобрать можно все: от шляп и жилетов до подтяжек и шпор. Более того, можно даже выбрать – заправлять штаны в сапоги или нет, закатать рукава и расстегнуть ворот рубашки. Стоит заглянуть и к цирюльнику: кое-как подкорнать отрастающие усы и бороду Артур может и самостоятельно, но сделать модную эспаньолку и прическу сможет только профессионал.
Привели в порядок Артура, самое время прикупить новую лошадь: выбирать придется из нескольких пород с разными характеристиками, а потом долго ее кастомизировать. Вам гриву черную или рыжую? С косичками или без? А хвост? Седло какое? А потник? А стремена? Дополнительную сумку возьмете, всего сорок баксов?
То же и с оружием: материалы и цвет, гравировка и резьба, обшив кожей, прицелы – все на выбор, только плати. Но купить оружие мало: вода, грязь и вообще использование вредят пушкам, поэтому их периодически нужно чистить и смазывать оружейным маслом.
Пистолет – друг человека
Последнее особенно важно: хотя стрельбы тут не в пример меньше, чем меланхоличных поскакушек и остроумных диалогов, когда начинают говорить стволы, пощады ждать не стоит. Врагов много, они давят огнем, обходят с флангов, а если оказываются совсем близко, то могут броситься на Артура с голыми руками, чтобы попытаться его повалить на землю. Так что всегда нужно планировать свои действия наперед и периодически менять укрытия, а также разумно выбирать оружие. Его тут немало и все оно достаточно разное: от обрезов и пистолетов, до мушкетов и снайперских винтовок. Причем система стрельбы довольно необычная, осуществляется она двумя нажатиями кнопки: первое – сам выстрел, второе – взведение курка. Если совсем припрет, как последний аргумент часто спасает способность Dead Eye: она замедляет время и дает поставить на врагов несколько меток, после чего, Морган красиво кладет всех помеченных.
Многие миссии позволяют действовать скрытно, орудуя ножом и луком, но бандиты довольно глазастые, да и со слухом проблем не имеют, поэтому стелс-вылазки, как правило, довольно скоро переходят в кровавую бойню.
Но это даже хорошо, ведь перестрелки получились дико крутыми и запоминающимися. Мы не знаем, как Rockstar это удалось, но буквально каждая заварушка тут происходит в исключительно колоритном месте: то бой посреди бурной реки, уносящей трупы павших, то забег в узком ущелье под градом пуль сверху, то штурм заснеженного ранчо, как будто взятого из тарантиновской «Омерзительной восьмерки». То есть, каждая перестрелка, даже не сюжетная, обязательно имеет в себе что-то запоминающееся.
Немалую лепту вносит и технология Euphoria: так, как враги складываются от пуль, падают с лошадей, крыш и обрывов, скатываются с холмов и вязнут в болотах в Red Dead Redemption 2, вы не увидите больше нигде. Одно это уже делает бои более (по-киношному) натуралистичными и зрелищными, чем где бы то ни было еще.
В общем, Rockstar обещала сделать самый интересный, подробный и реалистичный открытый мир на данный момент – и она его сделала, попутно доказав две вещи. Во-первых, чем больше деталей и мелких бытовых механик, тем лучше игра погружает в себя, поэтому на любое микроскопическое действие тут есть анимация, есть механизм. На этот же эффект работает и отсутствие четких паттернов у NPC: когда ты не видишь откровенно скриптового поведения, не до конца осознаешь скрытые правила мира, ты веришь в него больше.
Во-вторых, это несомненно очень трудозатратно, но копать нужно именно вглубь, как это делает Rockstar. А не вширь, как создатели игр-песочниц, которые набивают свой мир десятками вышек, сотнями блокпостов и тысячами квадратных километров территории, которые ничего не значат, поскольку все это поверхностная штамповка, созданная для персонажей-функций по системе copy/paste. Они могут занять ваше время, они даже могут доставить удовольствие – но не погрузить в этот мир, не заставить в него поверить.
А в мир Red Dead Redemption 2 веришь, он не требует от тебя куда-то срочно нестись, выполнять через «не хочу» сто первую зачистку лагеря бандитов для галочки или поднятия статов, зато дает лично поучаствовать в каждом действии персонажа от мытья головы, до уборки навоза. Поэтому встав с утра, побрившись, выпив чашечку кофе, затянувшись украденной с трупа убитого на дуэли врага сигареткой и покормив коня, ты отправляешься не играть в «шутер от третьего лица в открытом мире», а проживать свою личную жизнь отпетого бандита на рубеже веков.
P.S: В ноябре выйдет еще и мультиплеерная часть, которую сами разработчики считают отдельной игрой, – про нее мы тоже обязательно расскажем.