Сергей Косин, 24 апреля 2017

Обыкновенный японский школьник, как известно, является универсальной и абсолютно ультимативной боевой единицей. Титана на скаку остановит, в горящий Токио войдет и потушит (пионерским способом), в тетрадь смерти впишет ровным подчерком, а уж как управляется с боевыми человекоподобными роботами – любо-дорого посмотреть.

Когда в таких условиях учиться, чтобы не вылететь из школы (при известной немилосердности японской системы образования) – неясно; как правило, этот аспект бытия тематические произведения обходят стороной. А вот Persona 5 как раз и рассказывает, как живется обыкновенному школяру в перерывах между рейдами на демонов и спасением мира.

Девять женщин обыкновенного японского школьника

Трое в рейде, не считая кота

Обыкновенный школяр (так его и будем называть, потому что именем от рождения он не наделен – все на совести и фантазии игрока) у нас, меж тем, не такой уж и обыкновенный: его немощного куриного духа хватило на настоящий поступок, причем еще до получения сверхспособностей. Шел он как-то себе домой, увидел, как неприятный мужичок женщину в машину поволок, слегка толкнул мужичка. Да вот только мужичок оказался не простой, а со связями во вполне российском смысле этого слова, поэтому школьник ловит за свой поступок условный срок, и родители от греха подальше отправляют его учиться из родного провинциального городка в Токио.

Довольно быстро герой находит себе дурную компанию в лице задиристого аутсайдера Рюдзи, девочки с дурной репутацией Энн и подозрительного кошака Морганы, умеющего при необходимости превращаться в комфортный мурлычащий микроавтобус. Объединяет их всех одна особенность: с помощью загадочного приложения на смартфоне они могут находить так называемые «Дворцы».

На самом деле героев на картинке не три, а четыре, просто один сидит в сумке

Дворец – это, по сути, внутренний мир человека, который появляется, если его душа искажена какими-то сильными негативными чувствами или же он сам по себе испорчен до крайности и творит втихаря адовые непотребства. Взять, для примера, первого обладателя элитной потусторонней недвижимости – школьного тренера волейбольной команды. Бывший олимпийский чемпион и звезда учебного заведения, как вскоре выясняется, физически издевается над мальчиками, сексуально домогается девочек, прочих же просто вербально травит по мере сил. Вышеупомянутую Энн так и вовсе заставлял с собой встречаться, шантажируя тем, что выкинет ее лучшую подругу из команды на мороз. Характеру гражданина полностью соответствует и его дворец – это школа, а сам он там король, причем натуральный – расхаживает в окружении стражи в золотой короне и царской накидке, под которой одни лишь розовые стринги.

Чтобы вернуть человека на путь истинный, команда героев должна пройти по дворцу этаж за этажом, поубивать нечисть, найти сокровище, – у каждого человека свое, – и выкрасть его. Тогда-то очередной царек и изменится в лучшую сторону, раскается, попросит прощения и немедленно вызовет полицию, чтобы ответить за свои преступления, а жизнь вокруг станет немного лучше и проще.

Скромный бонус за труды

Но это лирика, красивая и ладная; по факту же любой дворец – это донжон с кучей комнат, переходов (в том числе и тайных), загадок, сокровищ и врагов. Причем сохраняться тут можно только в специально отведенных для этого местах; умерли – добро пожаловать на экран загрузки без всяких там чекпойнтов. Осилить такой поход с наскока не выйдет, периодически нужно возвращаться в реальный мир, дабы восполнить запасы лечилок, отмычек и прочих необходимых вещей, или просто продвинуться по сюжету. Благо, открыв один раз безопасное место, продолжить поход потом можно оттуда же.

Персона грата

Между прочим...

В хорошо известной поклонникам серии «Бархатной комнате» можно заниматься вивисекцией персон: смешав (синхронную декапитацию вряд ли можно назвать скрещиванием) двух старых, можно получить одну новую более высокого уровня, плюс забрать некоторые полезные навыки из тех, что были у обезглавленных. В итоге вполне реально собрать себе «покемона» на все случаи жизни, который и лечит, и калечит, и дебафит неплохо; разве что на машинке не шьет.

Хотя все герои могут резво драться в рукопашную и стрелять из огнестрела, главным калибром в бою являются персоны - существа, которые в силу тех или иных причин соглашаются нам служить. Процесс их поиска и приручения  – одна из самых интересных вещей в игре. Выглядит он так: в бою кастуем на вражину что-то, к чему она наиболее слаба, та падает без сил; герои окружают бедолагу и появляется четыре варианта действий: убить, стребовать денег, отжать какой-нибудь предмет или начать разговор. Да, Persona – одна из немногих серий, где с монстрами можно и нужно вести задушевные беседы. Нашли общий язык, напугали или просто заинтриговали – персона пойдет под ваше крыло и будет служить верой и правдой. Не вышло? Тогда в лучшем случае она уйдет, бросив на прощание какой-нибудь утешительный приз, а в худшем, улучив момент, позовет подмогу.

Персоны живут своими, весьма специфическими понятиями, поэтому сходу трудно угадать, как правильно вести себя в диалоге. Одна полагает себя настоящей ценительницей хороших заведений общепита, поэтому пойдет только к тому хозяину, который разделяет ее страсть к хорошей еде; другая посчитает героя достаточно интересной личностью лишь после того, как на вопрос «зачем я тебе?» он ответит, что пустит «зверушку» на пальто. Выучить правильные ответы конечно можно, только вот разных диалогов для каждой персоны запасено немало и в следующий раз беседы могут идти уже на другие темы. Это как раз тот случай, когда подсматривать правильные ответы в гайдах крайне не рекомендуется – куда интереснее раскусить очередную тонкую натуру самому.

Война и мир

Качай, пока молодой

«Школьная» жизнь позволяет нашему герою развить пять социальных характеристик: Knowledge, Charm, Proficiency, Kindness и Guts. Каждая из них так или иначе помогает в общении со сверстниками и во всяких бытовых активностях: гигантский гамбургер в ресторане слопать, девушку на свидание пригласить, задире достойно ответить.

Отношения же с друзьями-знакомыми влияют и на «боевую» часть жизни, давая разные бонусы. Так, тусовки с лоботрясом Рюдзи позволят начать второй раунд переговоров с персоной, если первый пошел не так, и она уже готова сбежать. Задушевные разговоры с Тюремщиком Игорем откроют возможность видеть скрытое и «хранить» одновременно восемь, а то и десять персон. А если прокачать отношения с одной дамой (которая появится далеко не сразу) – она будет делать герою бодрящий массаж, благодаря чему он сможет бодрствовать дольше, что сделает суровый тайм-менеджмент Persona 5 чуть менее суровым.

Традиционная прокачка в Persona 5 тоже есть, вполне обычная для JRPG: в боях зарабатываем экспу, растем в уровнях, а с ними автоматически повышается здоровье/урон. Персоны также качаются в бою – у них с ростом в уровнях открываются новые заклинания.

Что касается упомянутых во вступлении школьных будней, то их Persona 5 дает вкусить вдоволь. Обгрызание гранита науки занимает львиную долю дня, причем мало того, что приходится просиживать штаны за партой – еще и учитель спросить может. Вопросы тут и по истории, и по английскому языку, и на сообразительность, причем далеко не всегда простые и очевидные. От правильных ответов растет не только уважение учителей и одноклассников, но и навыки нашего школяра.

Помимо школы есть куча интересных мест и занятий: можно зайти в баню, пошляться по ресторанчикам с друзьями, сбыть награбленное во дворцах (даром, что ли, герои называют себя «призрачные воры»?) в подозрительный оружейный магазин, подработать подопытным кроликом в местной клинике, сходить в библиотеку. В общем, школяру приходится натурально разрываться: хочется и все прокачать, и потусоваться со всеми, и отмычек на следующий поход наделать не помешало бы, – а времени не хватает, каждое действие неумолимо приближает вечер. Плюс надо ведь во «дворцы» ходить, что тоже отнимает свободное время. Плюнуть же на приключения и просто заниматься бытовухой не выйдет: у каждого дворца есть дедлайн, и если не успеть зачистить очередной донжон до указанной даты, игра объявит геймовер. Вся эта круговерть затягивает неимоверно, потому что построена интересно и выглядит все еще свежо, пусть не в рамках серии (где это норма), но в рамках жанра в целом.

Растягивая удовольствие

И все же Persona 5 не идеальна. Взять, например, невероятную продолжительность – более ста часов на сюжетное прохождение по сути линейной игры. Это вроде само по себе не плохо, но иногда темп повествования начинает заметно провисать, а если убрать традиционное для жанра переливание из пустого в порожнее в длиннющих диалогах, хронометраж можно было бы легко и заметно сократить. Особенно неторопливым выдалось начало. Только вдумайтесь: более-менее полный функционал возможностей и какую-то свободу действий мы получили примерно на шестнадцатом часу игры; то есть все, что было ранее, – по сути вступление.

Легким движением руки котэ превращается в не сильно элегантный, зато вместительный микроавтобус

Еще одна проблема заключается в навязчивом стремлении геймдзайнера ограничить игрока. Как в действиях – частенько у нас отбирают всякую свободу и даже управление, чтобы направить историю в нужное русло, – так и во времени: любое занятие, будь то чтение или стирка в прачечной, фактически завершает день, после чего остается только лечь спать; даже добежать до магазина не дадут. Понятно, что это часть механики, но сбруя порою ощущается слишком уж отчетливо.

Но это, пожалуй, все, что можно записать игре в минус. Даже графика, заметно просроченная технически, выезжает на абсолютно фантастическом, запоминающемся стиле. Про дизайн персонажей и врагов даже говорить нечего, он безупречен, хотя и весьма специфичен. Persona 5 – это невероятно огромная, комплексная и многогранная игра, не полюбить которую можно только по одной-единственной причине: хронической, полной и бесповоротной непереносимости «японщины». Но это вряд ли можно записать в минус самому творению Atlus.

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 9
  • Звук и музыка 9
  • Сбалансированность 8
  • Ценность для жанра 9
Оценка редакции
0
Оценка пользователей
8.9

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!