Нынешняя зима ознаменовались релизом сразу трех эпичных японских долгостроев. Сначала прогромыхала Final Fantasy XV – многострадальное чудовище Франкенштейна, две сюжетные половины которого так и не срослись. Затем лег на полки The Last Guardian – кавалер ордена «Никто не верил, а он возьми и выйди». Теперь вот подоспел Nioh, рекордсмен выживания в производственном аду: Team Ninja, известная по сериалам Ninja Gaiden и Dead or Alive, проваландалась с ним аж тринадцать лет.
За это время игра прошла долгий путь: изначально она была частью совместного проекта с Хисао Куросавой (сыном того самого Акиры), в рамках которого помимо игры должен был выйти еще и фильм по недописанному сценарию именитого режиссера. Теперь же формально Nioh – клон Dark Souls. К счастью, такой ярлык на нее можно повесить лишь с большой натяжкой, да и то – скорее лопнет, чем натянется.
Мироустройство
На первый взгляд у творений Team Ninja и From Software действительно много общего. Взять хотя бы алтари, функционально дублирующие костры из Dark Souls: тут можно прокачать персонажа на полученную за убийство врагов амриту (аналог душ), а обращение к ним восстанавливает здоровье и воскрешает всех противников, кроме боссов и полубоссов. Нужно ли говорить, что после гибели все накопленное состояние остается лежать на трупе и благополучно сгорает, если не успеть подобрать его до следующей смерти?
Построение локаций тоже сначала кажется похожим: они большие и более-менее запутанные, с обилием шорткатов и тайников в труднодоступных местах, – но уже тут начинают проявляться и заметные отличия. Например, открытого мира как такового в Nioh нет; уровни хоть и просторные, но это именно уровни, на которые герой заходит с глобальной карты. Это немного вредит целостности мира; к тому же обидно, что разработчики не использовали весь потенциал такого решения: помиссионная структура позволяет вставить в игру совершенно непохожие локации в разных уголках мира, но нет, действие всей Nioh происходит на японских островах. Единственное в чем такой подход дает плюс – позволяет дозировать игру, отмеряя себе на вечер какое-то ограниченное количество миссий.
Они, кстати, бывают не только основные, но и побочные. Подхалтурить отправляют, как правило, в уже пройденные локации, но с другими конфигурациями врагов, тайников и доступных зон; уникальные уровни тоже попадаются, но реже. Задачи тут обычно ставятся незатейливые: вырезать всех врагов на территории, убить одного-двух-трех боссов, добыть что-то ценное из сундука и так далее. Времяпрепровождение это небезынтересное и к тому же полезное, потому что позволяет дополнительно прокачаться и разжиться ценной экипировкой.
Лутофилия
Дело в том, что Team Ninja придумала прикрутить к игре абсолютно дьяблоидную систему лута. Ту самую, в которой из поверженных врагов фонтаном вылетают разномастные панталоны, расписные папахи да соломенные шляпы с +5 к «умрите все и сразу». Как полагается, вещи имеют несколько градаций по ценности: от самых простых и до уникальных с россыпью дополнительных эффектов. Шмоток тут много, каждый раз выпадает что-нибудь новенькое: с более крепкой броней, интересным бонусом или слегка полегче (а вес экипировки тут учитывается вполне в духе Dark Souls – чем тяжелее, тем трудней крутиться волчком), поэтому погоня за лутом – азартная и очень важная часть игры.
Экипировку можно не только выбивать из вражин, но и крафтить у кузнеца: простые вещи не стоят потраченных на них ресурсов, а вот если удастся раздобыть редкий рецепт, то можно и что-нибудь дельное выковать. Правда, и ингредиенты для этого дельного нужны непростые. Добываются они, помимо наград за побочные задания, путем разбора ненужного барахла; а поскольку лишнюю экипировку можно также обменивать у алтарей на амриту, приходится делать нелегкий выбор, на что пустить очередную партию самурайских порток.
Буду резать, буду бить, колоть и так далее
Сражения в Nioh стремительные, даже топором герой орудует с завидной скоростью, катаной же – вообще молниеносно по меркам других «душеподобных» игр. Враги, кстати, двигаются так же шустро. А вот живучестью они похвастаться не могут – при должной сноровке нарезать людей на лоскуты оказывается совсем не сложно. Но это люди, а здешняя Япония полна еще и всякой нечестью вроде демонов, первая встреча с которыми может вызвать оторопь – они сильные, живучие и не по размерам шустрые, а геройская тушка едва переживает три-четыре хороших удара.
Конечно, со временем адаптируешься и к ним: собственную хрупкость получается неплохо компенсировать достойной экипировкой соответствующего уровня, а потом и вовсе можно наловчиться не попадать под удары – пусть враги быстры, но и у героя отскок тоже мгновенный. К тому же стамины на него тратится, как правило, меньше чем на блок, а выносливость тут еще важнее, чем в Dark Souls: «выдохшийся» герой не просто становится медлительным, он вообще останавливается и не может ничего сделать, пока чуть-чуть не отдышится. Но здесь, опять же, условия честные: враги свою стамину тратят точно так же, и на ее исходе тоже становятся совершенно беззащитны.
Каждый тип оружия (а в Nioh их немало – катаны, парные катаны, топоры, кусаригамы, копья) отличается количеством выносливости, затрачиваемой на взмах, оптимальной дистанцией и вообще манерой ведения боя. У всех у них есть по ветке прокачки, где собраны приемы вроде добиваний или особо мощных атак (что отрадно, игра позволяет полноценно прокачать пару типов оружия). К тому же любую железяку можно использовать аж в трех стойках: условно «силовой» верхней, «сбалансированной» средней и «защитной» нижней. Правда, особой необходимости их чередовать нет: мы, например, почти всю игру прошли с двуручным топором в средней стойке, лишь изредка переключаясь на катану в стойке атакующей.
Для тех, кому претит честный ближний бой, предусмотрено дальнобойное оружие вроде луков и мушкетов – на редкость удобное и полезное по «душеподобным» меркам, надо сказать, – и ветки магии оммедо и ниндзюцу, позволяющие метать файерболы да сюрикены, а также запасать полезные в бою порошки.
Последним важным винтиком боевой системы является дух-хранитель – одного из трех дают выбрать в начале, а остальных можно открыть по ходу игры. Энергия на его призыв копится в бою, а после активации дух вселяется в оружие, заметно увеличивая его мощь и временно делая героя неуязвимым.
Белобрысый самурай
Если с механикой в Nioh все в полном порядке, то сюжет подкачал: вроде и заставок зрелищных нарисовали, и историю, замешанную на переплетении мифов с реальными историческими событиями, придумали – вот только следить за происходящим совсем не интересно. Ирландец Уильям – бывший английский пират и гордый обладатель ручного духа Сирши, – подряжается для родной короны на поиски чудесных камней (той самой амриты), но вскоре случайно узнает, что именно с помощью их недоброй магии Британия одолела Испанию. Многие знания – многие печали, и вот Уильям оказывается в кандалах в Тауэре, откуда вскоре бежит в Японию.
В это время – то есть в 1600 году – в Стране восходящего солнца тоже нескучно, причем помимо простенькой истории про демонов, коварных колдунов и борьбу с ними всеми, в Nioh есть еще надстройка с хитросплетенными отношениями многочисленных японских кланов. Их представители много, по делу и без, говорят в заставках, – но что там у них происходит, понять решительно невозможно. Впрочем, Уильяму оно особо и не важно: что бы ни говорили луноликие в расписных халатах, ему в любом случае придется идти и кого-то бить, будь то хоть Екаи, хоть пираты, хоть восставшие из сырой земли покойники.
Не «ох», но «ах»!
Nioh выступает в крайне редком сегодня жанре приятного сюрприза – в самом деле, кто вообще верил, что из тринадцатилетнего производственного ада вынырнет столь достойная игра (да еще от студии, чьи лучшие годы, казалось, давно позади)? Но она вынырнула; более того – хотя ее уже два года заочно клеймили клоном Dark Souls, игра умудрилась остаться весьма самобытной. Многолетний опыт создания слэшеров позволил Team Ninja сделать многогранную, захватывающую и требовательную к игроку боевку – это и само по себе не мало, но ведь разработчики еще устроили всю эту азартную возню с экипировкой. В сумме это сделало Nioh игрой, от которой по-настоящему трудно оторваться.