Ryu Ga Gotoku Studio – стахановцы даже по суровым японским меркам: конвейер отцов «Якудзы» стабильно выдает один-два продукта в год. И хотя большая часть релизов приходится на флагманскую номерную эпопею, о диверсификации производства японцы тоже не забывают.
Причем если раньше это были спин-оффы самой Yakuza – пусть порой дикие, но все же, – то в последние годы на привычные механики пробуют поставить что-то постороннее. Первой ласточкой стала Fist of the North Star: Lost Paradise, где японцы ушли совсем уж в иную степь. Удачным этот дебют назвать было трудно; видимо, поэтому с Judgment было решено держаться поближе к корням.
Час суда
А корни эти находятся известно где – в Камурочо, многострадальном вымышленном районе Токио, за минувшие годы повидавшего бесконечное множество невероятных криминальных событий. Теперь же ему предстоит пережить еще одно – появление самого настоящего маньяка. Последний примечателен тем, что вырезает своим жертвам бесстыжие глазенки. Почему бесстыжие? А потому что в жертвы он выбирает сплошь членов одного из местных преступных кланов.
Изловить гада берется Такаюки Ягами, некогда успешный адвокат, а ныне частный детектив-дауншифтер. Естественно, дело окажется куда запутанней, чем кажется на первый взгляд, однако от местных поворотов челюсть не отвисает, а сценарист (Цуеси Фурута, сменивший на этом посту ветерана Масаеси Екояму) излишне любит сваливать в одну кучу огромное количество персонажей и событий, а также нуднейшим образом разжевывать очевидные вещи.
Да и подана история гораздо скромнее, чем в Yakuza 6: зрелищных длиннющих заставок (фирменная черта серии) здесь намного меньше, а крайне вяло поставленных болтологических сцен – больше, равно как и вообще не озвученных диалогов. Да и территориально игра ограничена одним только Камурочо, в то время как в Yakuza обычно фигурирует две крупные локации, а то и больше.
Короче говоря, Judgment сделана гораздо более бюджетно, нежели последние выпуски флагманской серии. Однако это дает неожиданный эффект: будто смотришь японский ремейк российского криминального сериала пополам с судебным шоу. То есть очевидно, что не шедевр, и специально такое смотреть не станешь, но если уж случайно втянулся, то можно и досмотреть, чем там дело кончится.
Японский городовой
С отечественным телевидением игру роднит и еще кое-что: Yakuza и Judgment – это примерно как бесконечные сериалы про ментов и бандитов, которые вроде про разное, но по сути – все одно и то же. Жизнь детектива Ягами мало чем отличается от бытия бывшего бандита Кирию, и любой, кто видел хоть одну игру серии, сразу окажется в знакомой обстановке, с привычным перечнем предстоящих дел. Все та же суетная беготня по району. Все те же дерзкие диалоги пестрых как попугаи персонажей с обязательной дракой в конце. Все те же мини-игры и одинаково (плохо) поставленные побочные квесты: изловить извращенца, ворующего девичьи панцу, доказать измену мужа, вывести на чистую воду похотливого продюсера.
Никуда не делись и постоянные разборки с гопниками, не дающими и шагу спокойно ступить. В эти минуты игра вспоминает, что она не (совсем) сборник мини-игр, а еще и beat`em up, и дает поработать руками и ногами. Ягами доступны два боевых стиля: журавль для замесов с многочисленной, но слабой массовкой, и тигр для нанесения капитальных увечий одиноким целям. Правда, практика показала, что тигр обычно выигрышнее даже против толпы; да и унаследованные от Yakuza 6 проблемы с наведением на противника решены не были – но в целом мордобой по-прежнему выглядит и ощущается весьма смачно, как глоток свежего воздуха среди болтовни и не всегда уместных мини-игр.
Крупноузловая сборка
Тем не менее, кулаки в ход Ягами пускает пореже, чем Кирию, что игра пытается компенсировать набором тематических «детективных» мини-игр. В частности, появился режим сыщика, когда нужно топтаться по месту преступления, занимаясь пиксельхантингом... в смысле, разыскивая улики. Дело не то чтобы увлекательное, но и не особенно раздражает, хотя с логикой тут бывают капитальные проблемы. Также нужно опрашивать свидетелей, задавая правильные вопросы, и шпионить с помощью квадрокоптера.
Формально изучать и запоминать добытые улики и факты нужно внимательно, потому что потом их придется предъявлять завравшимся оппонентам и сопоставлять с информацией от коллег. По факту же игра за ошибки никак не наказывает, давая возможность переиграть проваленный фрагмент. В общем, занятие нехитрое, но профессией главного героя вполне оправданное.
Жаль, не про все новые механики можно сказать то же самое. Чемпионом по бессмысленности и генератором раздражения стала местная слежка. Разработчикам удалось то, что казалось невозможным – сделать ее даже хуже, чем в Assassins Creed. Процесс представляет собой длиннющие походы за объектами, которые едва переставляют ноги и сбиваются с пути от любого соприкосновения с густой массовкой. Как будто этого мало, они еще и постоянно останавливаются, подолгу вглядываясь в тревожную даль, даже если не подозревают о слежке. Детективу в этот момент надлежит нырять за всякие вывески и машины, ожидая, пока преследуемого попустит. Мрак.
После Yakuza 6, отлично завершившей историю Казумы Кирию, на детективные похождения бывшего адвоката возлагались большие надежды: куча правильных изменений в древнем движке, избавление от приевшейся «сантабарбары», новый герой. На деле же видно, что Judgment собиралась из все тех же запчастей, и до серьезных нововведений дело опять не дошло. Как и ее товарки, она по-своему очаровательна и не лишена своеобразной японской перчинки, но по большому счету является большим шагом назад для всей студии. Ну и игрой строго на любителя, разумеется.