Guerrilla Games известна в первую и последнюю очередь по сериалу Killzone, который задумывался как ответ Sony на орденоносную Xbox’овскую Halo, но стал в итоге эдакой фантастической Call of Duty: ничем не примечательной по механике, но очень красивой серией. И вот, отдав десять лет разборкам хелгастов с землянами, «партизаны» решились на прорыв – абсолютно новый проект в новой же вселенной и в новом для себя жанре.
Техноварварство
Horizon живописует далекое будущее, в котором высокоразвитая человеческая цивилизация уже давно сгинула, оставив после себя поросшие мхом развалины небоскребов, полные артефактов убежища да сгнившие остовы техники (в том числе и боевой). Очистившаяся за сотни лет от опухолей повальной индустриализации природа вернула свое: цветущие леса, живописные горы, заливные луга, купающиеся в лучах солнца рощицы, чистые озера. Есть только один нюанс – помимо кабанчиков, лис и прочих енотов, всю эту лепоту населяют роботизированные животные в диапазоне от буйвола до тираннозавра в полном расцвете сил.
Одичалые потомки человеков высокоразвитых научились жить с такой специфической фауной в гармонии – по человеческим, разумеется, меркам. То есть приспособились охотиться на киберживность с целью полутать жизненно важные органы. Киберживность отвечает человекам взаимностью; почему – большой вопрос, ведь питаться ей не надо, размножаться тоже, а откуда берутся новые экземпляры взамен уничтоженных – до поры до времени останется одной из многочисленных загадок этого мира.
Разгадывать тайны прошлого придется Элой. С самого рождения жизнь к ней была несправедлива: найденную в одном из продвинутых убежищ прошлого девочку бесноватые жрецы местного племени от греха подальше отдали на воспитание изгою. Изгои – это отщепенцы, изгнанные из родных племен за разные проступки, житуха у них совсем не сахар, а приличным людям с изгоями нельзя не то что торговать – даже просто общаться. В такой дружелюбной атмосфере и росла рыжеволосая красотка, набираясь от порядочных людей оплеух за просто так, а от приемного папки – боевых навыков, тоже задаром.
Впрочем, суровый быт и подготовка пошли Элой только на пользу: благодаря им, а также старым связям отца, ей удалось вернуться в племя, став его полноправным членом в качестве воина. Правда, ненадолго: буквально в тот же вечер на теперь уже родное поселение варварски нападают, а попутно случайно выясняется, что техника ушедшей цивилизации принимает девушку за свою; так что вчерашнюю отщепенку моментально повышают до Искателя – местного аналога Спектра из Mass Effect, которому можно все (даже то, что нельзя). В этом почетном звании Элой и выходит в большой мир.
Открытый, но стандартный
Житие в Horizon окажется до боли знакомым любому, кто играл хоть в какие-то «оупенворлды» за последние десять лет. Для своей первой песочницы «партизаны» откуда только не натаскали вдохновение: тут и Assassins Creed, и перезапущенный Tomb Raider, но в первую очередь – серия FarCry (особенно, по очевидным причинам, FarCry Primal).
За исключением сюжетных квестов, Элой из далекого будущего придется заниматься ровно тем же, чем занимались ренессансный Эцио и абориген из далекого прошлого: захватывать вышки, освобождать лагеря, искать всякие коллекционные предметы и, конечно, охотиться, чтобы сшить себе колчан покрепче да сумки для припасов побольше. Правда, устройство лута вызывает нехорошие ассоциации с MMORPG: например, шкура какой-нибудь лисы считается редким предметом, а потому собственно с лисы дропается далеко не каждый раз. Кстати, хотя крафтить одежду и оружие не дают, поохотиться ради особенно продвинутых обновок все равно придется – за одну лишь валюту торговцы их не продадут, им обязательно подавай еще и какую-нибудь хитрую деталь из заднего прохода шестиметрового кибердинозавра.
Помимо вышек, лагерей и прочего подножного сора по всему миру натыканы поселения, где Элой всегда подкинут лишней работенки. Тут все тоже устроено по шаблону: многочисленная челядь бесконечно сетует на жизнь, не поднимая задницы от насиженного места, и просит заняться привычным – убить пяток кабанчиков, найти пропавшего брата/свата/отряд, принести-подать и прочее в том же духе. Откровений, как и юмора, ждать не стоит – аборигены сплошь стерильно серьезные ребята.
К диалогам, кстати, есть отдельная претензия: при том, что непосредственно сюжет вышел интересным, именно диалоги написаны очень слабо, персонажи общаются не как дикари, прожившие сотни лет на руинах цивилизации, но как студенты американского колледжа, а порою так и вовсе как персонажи какого-нибудь «Дивергента» или «Голодных игр». Безжизненная русская озвучка только усугубляет эффект.
Тем не менее, куролесить по миру Horizon одно удовольствие, главным образом потому, что он фантастически, невероятно красив. В какие бы уголки карты ни занесло Элой, трудно удержаться от восторженного вздоха или еще какой избыточной положительной эмоции. Когда на долину опускается ночь, и сквозь деревья прорезается лунный свет (а также любопытные фары недружелюбного киберраптора); когда начинается суровый ливень; когда кружит уютный пушистый снег, который так и хочется потрогать, – появляется стойкое ощущение, что красивее игры на свете еще не было. Ну разве что The Witcher 3. Даже не верится, что эдакую лепоту выдает немолодая уже консоль.
Рыжая бестия
Как бы ни был красив пейзаж, расслабляться не стоит: если живая фауна полностью безобидна, то подавляющая часть механической ни за что не упустит возможность погрызть героиню. Для самообороны и не только в распоряжении Элой имеется копье и четыре типа условно стрелкового оружия: два лука (дальнобойный, но медленный, и более шустрый охотничий), метающая бомбы помесь гранатомета с рогаткой, а также аппарат, позволяющий ставить мины на растяжках (а продвинутая его версия – еще и «гарпунить» противников к земле).
Суть разнообразия даже не в самом оружии, а в том, что для каждого из них имеется по нескольку типов зарядов с разными же типами урона – просканировав окрестных зверушек, сразу становится понятно, кого бить огненными стрелами, а кого – ледяной бомбой. Есть и более универсальные вещи вроде стрел, сбивающих с врагов броню. Еще можно, хоронясь по кустам, подкрадываться к врагам, чтобы нанести критический удар из засады или перепрограммировать, сделав супостатов своими союзниками или ездовыми животными. А главное – все эти хитрости не только можно, но и действительно нужно пускать в ход, поскольку вся более-менее крупная киберживность уделывает Элой, как медведь – ДиКаприо.
Интересную с точки зрения механики боевку подвела техническая реализация. Взять хотя бы анимации ударов: и у врагов, и у героини они какие-то неуклюжие, очень длинные и с невероятно большими хитбоксами. Это особенно заметно в рукопашном бою, который выглядит как брачный танец обезьяны и чокобо: оба противника делают какие-то невероятные па, только чудом и программистским попустительством нанося друг другу урон. Со стрельбой дела обстоят получше, но тоже не идеально: если стрелять в живность еще более-менее комфортно, то попадания в людей засчитываются далеко не всегда.
Горизонт будущего
Впервые взявшись за игру с открытым миром, разработчики сделали ее так, будто других до этого не существовало, радостно наступив если и не на все, то на многие грабли. С другой стороны, в руке Horizon есть очень сильные козыри: невероятно красивый мир, интересный сюжет и оригинальная боевка, которая при правильном подходе доставляет много удовольствия. В общем, повторилась история с Killzone: несмотря на совершенно другие вводные данные, у Guerrilla опять получилась не слишком инновационная, но очень красивая игра с интересным миром.