Ninja Theory – студия талантливая, но дюже невезучая. Она умеет делать хорошие игры (например, на ее счету Heavenly Sword и Enslaved), которые собирают позитивные отзывы, но очень плохо продаются. Не раз и не два после релиза очередного своего творения «теоретики» оказывались одной ногой в банкротстве – однако каждый раз выкарабкивались с новой оригинальной идеей наготове.
В этот раз идей было сразу две: производственная заключалась в том, чтобы сделать и издать настоящий AAA-проект силами фактически инди-команды. Художественная – передать внутренний мир психически больного человека крайне оригинальным способом – через скандинавскую мифологию.
Девочка с приветом
Кельтская воительница Сенуа держит свой путь ни много ни мало в Хельхейм, надеясь выклянчить у тамошней царицы Хель своего сердечного друга. Почему кельт топает в место не из своей мифологии? Почему в принципе исторически корректный пикт с Оркнейских островов держит путь в сугубо вымышленное место? И откуда в ее голове столько посторонних сущностей? Вопросов сходу возникает много, и почти на все из них игра в свое время даст ответы. Мы же, во избежание спойлеров, вдаваться в подробности не будем. Да и то, как рассказана эта история, не менее важно, чем то, о чем в ней говорится.
Погружаясь вглубь таинственных северных земель, Сенуа все больше сползает во тьму скандинавской мифологии (пополам с кельтскими поверьями) в том виде, в котором в играх ее увидишь нечасто: грязной, мрачной, пугающей. Тут не будет расписных драккаров, пасторальных домишек и бородатых гномоподобных викингов, а только холод, разруха и потусторонние сущности, которые так пугали человека очень раннего средневековья.
Что из того, что героиня видит и переживает, реально? Даже не так – реально ли хоть что-то из этого? Разобраться в данном вопросе Сенуа будет непросто. Усугубляет проблему то, что с собственным дырявым чердаком, так охотно продуваемым зловещими скандинавскими ветрами, она давно и крепко не в ладах. Трудное детство, недостаток витаминов, прибитые к полу игрушки и тиран-отец не поспособствовали улучшению ментального здоровья от природы слабой и странной девочки.
Недугу героини тут уделено особое место, и чтобы показать его наиболее аутентично, Ninja Theory привлекла видных специалистов в области психиатрии. Поэтому и обыгран он не через вычурные, гротескные трипы, столь любимые массовой культурой, а как тяжелая, душная, вязкая дорога, в пределах которой заперто измученное сознание.
На густую атмосферу работает и невероятный саунд-дизайн. Разработчики не просто так настойчиво предлагают играть в наушниках: Сенуа (и игрока заодно с ней) почти непрерывно перекрестно опыляют голоса, то сливаясь в бессмысленную какофонию, то в многозначительный унисон, переходя с печального нашептывания на истеричные стенания и обратно. То есть звук в Hellblade не менее, если не более важен, чем картинка.
Механика безумия
Собственно игровой процесс построен на неторопливом брожении по локациям с решениям простых пазлов и периодическими боями, причем если поначалу преобладают первые, то по ходу прохождения акцент заметно смещается на мясорубку.
Большая часть загадок так или иначе связана с «перспективой». Например, встретили вы запечатанные рунами двери (коих тут море) – значит, нужно побродить по локации и найти предметы, которые, если посмотреть на них под определенным углом, в эти самые руны и складываются. Другой пример: посмотреть на парящие в воздухе призрачные осколки какой-то конструкции так, чтобы они сложились в лестницу, кусок стены и т.д. Занятие это довольно медитативное, если не сказать вялое: куски пазлов частенько разбросаны далеко друг от друга, так что даже если решение очевидно, приходится побегать, – а делает это Сенуа небыстро.
Бои же удерживают интерес от начала и до самого конца. Хотя боевая система тут очень простая: пара ударов, блок, уворот и несколько незадекларированных нюансов вроде контратаки и удара с наскока. По мере применения нехитрого арсенала приемов понемногу копится энергия, которую можно пустить на замедленнее времени с одновременным увеличением урона или на то, чтобы избежать почти уже неминуемой смерти.
Так вот, несмотря на простоту, сражения выходят дико азартными и яростными, анимация боя выше всяких похвал, а оружие ощущается очень увесисто и смачно полосует тушки скандинавской нечисти. К тому же, бестиарий регулярно пополняется: простых мечников дополняют щитовики, берсерки с топорами и великаны, а часть врагов со временем учится принимать фантомную форму, проявить которую в физически уязвимое тело можно, только активировав накопленную Сенуа энергию или вовремя отбив удар. Ближе к концу противники берут за правило появляться все большими группами да бесшумно подходить со спины. Последний нюанс особенно важен, потому что супостаты, в отличие от врагов из какого-нибудь Assassins Creed, и не думают благородно атаковать по очереди, а камера даже в бою расположена очень близко к героине. Но распознать подбирающуюся с тыла опасность все же можно – достаточно прислушиваться к голосам в голове.
По сути, у Hellblade только одна проблема – скучноватая часть с ходьбой и головоломками, но ее с лихвой искупает сюжет, атмосфера, визуальный и аудиодизайн, простая, но хорошая боевая система. А главное в том, что новое творение Ninja Theory принадлежит к редкому типу игр, что называется, с большой душой. С большой душой за очень мало денег, уважающая покупателя настолько, что предлагает ему не просто голый сюжет или идею, кое-как склепанную в трехпиксельное позорище, а достойно оформленное и поданное законченное произведение. Такие игры улучшают карму всей индустрии, погрязшей в постоянном онлайне, внутриигровых поборах и тоннах DLC.