У сериала Gears of War идеальный тайминг: новые игры выходят вроде бы часто, но не настолько, чтобы утомить; более того – между ними как раз успеваешь соскучиться по мрачной, неприветливой и чертовски опасной планете Сере.
Со времен третьей части в мире игры прошла добрая четверть века, и старые герои почти в полном составе отправились на заслуженный отдых, уступая место новым (которым теперь тоже достанется своя трилогия). Поэтому Gears of War 4 начинается с ретроспективы: нынешний премьер всея Серы с пафосом вещает о тяготах и лишениях, пережитых населением этой негостеприимной планеты, а игроку тут же дают лично пережить три ключевых момента ее истории: Маятниковые войны, когда человеки, не имея внешнего врага, развлекались убийством друг друга; тот самый E-Day, в который внешний враг, прозванный локустами, показал свою уродливую башку из недр планеты; и наконец, момент триумфальной победы над ним. Короткие фрагменты наполнены пафосом и превозмоганием настолько, что требуют немедленной экранизации Спилбергом, не меньше. Ну а мы потихоньку проникаемся историей мира и идеей «как раньше было плохо, и как хорошо теперь».
Шестерня к шестерне
Тем временем вступление заканчивается, и нам показывают изнанку потемкинской утопии, в которой отчего-то многим не нашлось места. Среди них и сын Маркуса Феникса, Джей-Ди, – когда-то вояка Коалиции, а ныне дезертир, обретающийся в племени изгоев в компании боевого товарища по дезертирскому делу Дельмонта и потенциальной подружки из этого самого племени Кейт. До поры до времени они вполне неплохо живут, воруя у правительства всякие продвинутые штуки, попутно пачками выкашивая казенных боевых роботов. Беззаботные деньки заканчиваются, когда на родную деревню совершают налет твари, отдаленно похожие на казалось бы давно побежденных локустов.
Если первые две Gears of War были исполнены в жанре военной драмы, а третья пошла в постапокалипсис, то четвертая по духу – чистое фэнтези. Вот партия не слишком опытных юнцов, вот сгоревшая дотла родная деревня, вот таинственный и могущественный враг, до чьего логова предстоит нелегкий путь. Поменялся и сам тон повествования: если «шестеренки» первых частей – это суровые мужики-вояки, рожденные, выращенные и гибнущие с лансерами в руках и другой жизни не знающие, то новое поколение не такое. Новое поколение четверть века живет без войны, воспитывается в уютных городках и селах, а локустов видело только в музеях. Поэтому новые герои шутят и дурачатся, а когда дело доходит до серьезных заварушек – даже испугаться могут (тут надо уточнить, что критическая масса кривляний приходится на классического негра-шута Дельмонта, эдакого местного Джа-Джа Бинкса). Впрочем, клоунаду разбавляет все столь же серьезный Маркус Феникс, вскоре присоединяющийся к команде сына. Сюрприза из его появления делать не стали, но обставили все очень красиво.
Дивный новый мир
Набрав бодрый темп во вступлении, игра сбавляет его лишь единожды, чтобы завершиться эпическим финалом. Мы делаем вылазку в строящийся роботами будущий город Коалиции, защищаем пасторальную деревушку, посещаем мрачное семейное поместье Фениксов, штурмуем готические церкви и старинные крепости, спускаемся в глубокие шахты. Каждая локация исполнена на безупречном уровне как стилистически, так и технически: Gears of War 4 – одна из самых красивых игр современности, и дело тут не в количестве полигонов, источниках освещения и реалистичности теней (хотя и с этим все в порядке). На полную выложились в первую очередь художники и дизайнеры – мир, избавленный от гнета войны, расцвел новыми красками, и каждая локация (включая даже глубокие шахты) запоминается мгновенно.
Сам игровой процесс при этом принципиально не поменялся, хотя и стал намного глаже и опрятней (что особенно заметно, если заново пройти перед четвертой частью ремейк первой). В большинстве случаев мы все так же курсируем от укрытия к укрытию, отстреливая и распиливая подвесной бензопилой толстеньких и живучих врагов. Бестиарий разнообразился: сначала идут роботы Коалиции во всяческих модификациях, затем появляются безмозглые уродцы, похожие на помесь упыря с Горлумом, ну а им на смену приходят более-менее классические локусты с тяжелой поддержкой в виде доселе невиданных тварей.
Перекати поле
Не устроив революций в механике игры, разработчики все же попытались ее немного прокачать и обогатить. Например, добавили возможность вытащить врага из-за укрытия к себе и добить ножом, да и героев сделали более поворотливыми и быстрыми – в сравнении с прежним Маркусом, конечно, но глядя на их доспехи и пушки, даже это кажется чудом. Появились эпизоды с Tower Defense, где сначала нужно расставлять преграды и турели при определенном лимите энергии, а потом отбиваться от волн врагов. Также есть бодрые вставки в духе Uncharted: мы то несемся сквозь леса, поля и горы на мотоциклах, то летим из шахты, вцепившись в тросы подъемника, то получаем в свое распоряжение гигантских роботов (вот уж чего у Дрейка нет и не будет). В такие моменты натурально захватывает дух, жаль что случаются они не так чтобы часто.
Зато часто случаются бури. Как будто серянам и без того было мало проблем, со свету их решила сжить сама природа. Шквальный ветер и бьющие по площади молнии не раз станут активными участниками боевых действий. Выглядит непогода внушительно: ветер сносит заборы, машины, деревья и всякий хлам, попутно убивая врагов, чьи тушки в свою очередь тоже взмывают в воздух. Разнообразным предметам, если они слишком надежно держатся за свои места, всегда можно помочь отправится в полет, расстреляв то, что их удерживает на месте. Само собой, гранаты против ветра кидать тоже крайне не рекомендуется.
В дополнение к не самой короткой сюжетной кампании (ее, кстати, можно пройти в кооперативе) Gears of War 4 предлагает мультиплеер, который вполне традиционен для серии, а значит будет жить долго и счастливо – недостатка в фанатах сетевых заруб сериал не испытывал никогда. В общем, можно уверенно сказать, что небесспорный Gears of War: Judgment был случайностью; теперь же серия вернулась на правильную дорогу, и четвертая часть тянет на игру мечты для любого поклонника Gears of War.