Серия Fire Emblem хоть и находится слегка в тени знаменитых Final Fantasy и Dragon Quest, но почти не уступает им ни по долголетию, ни по влиянию на жанр японских RPG. Основная особенность «Огненной эмблемы» – битвы на тактической карте: словно в XCOM, только с магией и катанами вместо винтовок. За пределами родной Японии Fire Emblem не очень известна, и новая игра добралась до нас с опозданием в год, но и на том спасибо – некоторые ее предшественницы в наших краях вообще не появлялись.
Первую Fire Emblem создали бывшие разработчики утилит для Nintendo. Поклонники математики и логики, они не слишком-то беспокоились о вкусах рядовой публики. В результате игра получилась крайне сложной, например, павшие в боях персонажи умирали раз и навсегда. Неудивительно, что при таком подходе Fire Emblem и ее сиквелы хоть и стали культовыми, но в очень узких кругах. И лишь несколько лет назад Nintendo поставила вопрос ребром: или адаптация под вкусы массовой аудитории, или закрытие полезной для имиджа, но не очень-то прибыльной серии.
Так в современных Fire Emblem появилось множество уровней сложности. Другой уступкой массам стали сценарии, в которых стали преобладать не суровые военные будни, а болтовня между персонажами – причем порой нелепая, в стиле худших образцов аниме.
Сюжетный выбор
Коррин, главный герой Fire Emblem Fates должен выбирать между кровными родственниками и той семьей, которая его сперва похитила, но потом бережно воспитала и вырастила. Семьи не только враждуют, но они еще и королевские, и обе считают Коррина своим принцем. Одну из них нам и предстоит поддержать. Но вот какую?
Чтобы еще больше усложнить принятие решения, Nintendo продает Fates в двух вариантах, и каждый содержит кампанию только за одну из сторон. Если же расщедриться на коллекционку, то можно сделать выбор осознанно, пройдя сперва пролог и оценив обе враждующие стороны. В этом издании доступны не только две основные кампании, но и вышедшая чуть позже третья – нейтральная. Собирать все три сюжетные линии по частям, докупая их в цифровом виде, тоже не запрещается.
Налево пойдешь – коня потеряешь
Члены правящей семьи Хосидо благородны, храбры и весьма либеральны. Они счастливы, что пропавший много лет назад принц нашелся, и видят в нем лидера. Но нерешительность командующих хосиданцев зачастую приводит к поражениям и неспособности защитить своих поданных.
В империи Нор порядки намного более строгие, а сидящего на троне Гарона мало заботят понятия чести и милосердия. Натравить на крестьян из Хосидо демонических тварей или заключить союз с безумными магами-убийцами – вполне в его стиле. Впрочем, всему есть предел: когда дело доходит до откровенного терроризма и принесения в жертву самых верных соратников, пламя недовольства разгорается даже в сердцах наследников Гарона.
В Fire Emblem Fates выбирать приходится не только между идеологиями, но и между стилями игры. Кампания за Нор напоминает старые игры серии, где ресурсы и бойцы были на вес золота, а каждая ошибка оборачивалась разбитой в приступе гнева приставкой. При игре же за Хосидо можно сколь угодно часто выполнять дополнительные задания, получая в награду золото, артефакты, оружие и опыт для персонажей – выращивая из подопечных настоящих богов войны.
Тысяча мелочей
Глубина тактической боевой системы Fire Emblem Fates поразительна. Воины и маги разделяются на десятки классов, каждый из которых может освоить несколько основных и дополнительных умений, а также использовать различное оружие, переключаясь прямо во время боя.
В основе баланса лежит классический принцип «камень-ножницы-бумага». Большое значение имеет и то, как расставлены персонажи. Например, если два бойца стоят плечом к плечу, то и атакуют, и защищаются они в паре. Это позволяет сберечь хилых лекарей, выдав им в напарники воинов.
На эффективность отряда влияют и отношения между персонажами: дружбой дело не ограничивается, но если вы намерены крутить романы с каждой встречной девушкой, то лучше примкнуть к королевству Нор, где нет ваших кровных родственников. Заниматься сводничеством, устраивая личную жизнь соратников, тоже не запрещено.
Есть в Fire Emblem и стратегический элемент – развитие принадлежащего главному герою замка. Его можно застроить различными мастерскими, поставить множество статуй себя любимого или открыть харчевню. Если ваши бойцы сыты, они лучше сражаются, а если вы дали маху с выбором повара, могут вообще не пойти в бой. В местной же тюрьме проводятся воспитательные беседы с пленниками, чтобы они познали дзен и примкнули к Коррину. Ну и, конечно, общение между персонажами тоже проходит именно в стенах замка, и здесь же растут их дети, наследующие лучшие таланты родителей. Благодаря волшебству отпрыски быстро достигают зрелости и пополняют ряды вашего отряда.
Несмотря на порой глупые диалоги и детскую внешность персонажей, Fire Emblem Fates скрывает в себе сразу две (а с учетом дополнительной кампании – так и вовсе три) великолепно продуманные тактические игры с элементами RPG. На их прохождение вполне можно убить сотню и более часов. Свидания персонажей и строительство базы могут кому-то показаться лишними, но в остальном эта грандиозная история войны двух королевств превосходит всех конкурентов по жанру, кроме, разве что, недавно воскрешенной серии XCOM.