Вся история с FIFA в этом году лишний раз показала, как же все-таки востребованы любые серьезные нововведения в спортивных симуляторах. Вот сколько их было за последний десяток лет, если оставить за скобками регулярное улучшение графики и геймплейного движка да всякую физику-мурызику? Не какие-нибудь там женские команды, а такое, чтобы прямо жахнуло? Да по большому счету всего два – одиночный режим Be a Pro да карточный Ultimate Team.
Так уж повелось в мире симуляторов, что год от года мы покупаем во многом одну и ту же игру. Выбираем в ней одну и ту же команду (трудно представить, что болельщик «Спартака» вдруг решит защищать цвета ЦСКА), достигаем примерно одних и тех же результатов.
Постоянство – признак мастерства, но и от него тоже можно устать. Однако в этом году разработчикам FIFA удалось бросить в футбольное болото увесистую такую шашку динамика. И она в самом деле жахнула.
Внук своего деда
Нельзя сказать, что в EA Sports придумали что-то этакое. Введенный в этом году сюжетный режим – по сути, вариация на тему Be A Pro, только на поруки выдается вполне конкретный выдуманный футболист, с которым мы знакомимся еще во время его выступления за детскую команду. Зовут мальчугана Алекс Хантер, и происходит он из обычной, политкорректной английской семьи. Отец – белый, мать – черная. Он – тиран и деспот, она – сама доброта.
Еще у подрастающей звезды есть дед по батиной линии – бывший футболист, забивший за карьеру более 100 мячей и только по стечению обстоятельств не попавший в состав сборной Англии на домашний Чемпионат мира 1966 года. Кстати, единственный крупный международный турнир, который родоначальники футбола смогли выиграть. Алекс, само собой, хочет походить на деда. Впрочем, и отец Алекса тоже хотел на него походить, да только травма вынудила раньше времени повесить бутсы на гвоздь.
Взяв для нового режима старую геймплейную основу, EA Canada по полной программе накрутила на нее всяких финтифлюшек. В итоге даже порой возникает ощущение, что ты играешь не в спортивный симулятор, а в футбольную RPG с элементами мелодрамы. Тут вам и семейный конфликт, и выяснение отношений с «поймавшим звезду» другом детства, и общение с партнерами по команде, и перепалки с забиякой из футбольной академии – пареньком чем-то похожим на актера Камбербетча. Роликов с участием всех означенных персонажей в FIFA 17, чуть ли не больше, чем в каком-нибудь Mass Effect.
Если же всего этого окажется мало, то тогда стоит обратить внимание на здешний аналог твиттера, куда без устали пишут не только близкие Алексу люди, но и всевозможные эксперты, известные болельщики и звезды всех форм и ориентаций. Словом, иллюзия футбольного закулисья создается на славу. Более того, важно и то, что собственно спортивный быт состоит не только из матчей, но и из тренировок, где надо выполнять знакомые по предыдущим частям серии задания – столько-то раз забить со штрафного, отдать столько-то передач на ход. Причем выполнять их следует на совесть, ведь за место в стартовом составе нужно бороться. Да, да, плохая работа на тренировках, неудачная игра, едкие комментарии в интервью запросто могут заставить Алекса осваивать смежную специальность – полировщика скамейки запасных.
Безумный Гарри
Нельзя сказать, что вся эта выстроенная система работает идеально. Ей не хватает глубины и продуманности. Например, после сдачи выпускного экзамена в футбольной академии – этакого туториала – Алексу предложат контракты все 20 команд английской Премьер-лиги. Да, попасть в основу условного «Бернли» будет проще, чем безусловного «Манчестер Юнайтед» – но все равно такое вот изобилие вариантов продолжения карьеры, да еще и от топовых клубов, выглядит до неприличия искусственным.
Или вот тренерские задания, которые вам будут выдавать в первых матчах. Набрать такой-то рейтинг, не проиграть или сделать столько-то передач. Выпускают вас на замену, минут на 20. Вы выходите при счете 1:1, успеваете забить и отдать голевой пас – то есть, по сути, принести команде победу. Но если при этом вы сделали в сумме не 10 передач, как того требовал наставник, а 9, то вам минус!
Прописанные сюжетом трансферные ходы тоже вызывают вопросы: когда Гарри Кейн, один из лидеров играющего в еврокубках «Тотенхэма», решает вдруг перейти в тот же «Бернли», задача которого не вылететь из Премьер-лиги – возникает резонный вопрос, давно ли виртуальный Гарри на пару с реальным сценаристом проверялись у психиатра?
И целого матча мало
Но даже в таком виде сюжетная кампания в новой FIFA – это то, ради чего в эту самую FIFA хочется рубиться с каким-то давно забытым задором и энтузиазмом. И уж точно с гораздо большим, чем в Pro Evolution Soccer 2017, даже несмотря на то, что в игре от Konami собственно футбольно-симуляторная часть реализована, пожалуй, даже лучше, чем в FIFA 17. Во всяком случае, защитники в PES действуют осмысленнее.
Помимо появления сюжета новая игра от EA Canada должна была запомниться и переходом на новый движок – Frostbite Engine. Но повлиял ли он существенно на качество картинки? Пожалуй, нет, хотя стадионы в FIFA 17 и впрямь смотрятся впечатляюще. Все же остальные нововведения, скажем, ежедневные мини-турниры в Ultimate Team относятся к категории «пустячок, а приятно». То есть в том или ином виде появляются в серии каждый год, но кардинально впечатление от игры не меняют. Другое дело – сюжетный режим, в этот раз он стал действительно существенным преимуществом.