Если многочасовая дегустация вина из крошечных стаканчиков в попытке описать разницу между Шато Марго и Шато Латур кажется вам бессмысленной тратой времени, то вы наверняка не являетесь поклонником Формулы-1.
Скорее всего, вы гоняете в NFS или Forza, считая формульщиков занудами, поскольку «Формула» всегда была уделом ценителей тончайших нюансов. Однако, в этом году ФИА дает вам шанс приобщиться к миру «королевских гонок»: изменения в техническом и спортивном регламентах столь разительны, что в кои-то веки видны невооруженным глазом. Что ж, не упустите этого шанса, следующего может не быть еще очень долго.
Злая Федерация, жестокие люди
ФИА хлебом не корми, дай загадать конструкторам команд задачку похитрее. В этом году Федерация грохнула кулаком по столу и заявила: «Хватит ездить друг за другом по кругу!» Пришлось командам снимать привычные атмосферные V8 на 2,4 литра и ставить турбированные шестицилиндровики с рабочим объемом 1,6 литра. Мощность при этом ограничена шестьюстами «лошадками». Также пострадали размеры антикрыльев, приказано опустить нос и поставить выхлоп по центру так, чтобы невозможно было обдувать им заднее антикрыло. Взамен вдвое увеличена мощность рекуператора энергии, а разрешенное время его работы на круг и вовсе возросло в пять раз – до 33 секунд. Все это по идее должно позволить пилотам агрессивнее обгонять друг друга, поскольку турбированный движок гораздо приемистей атмосферника, уменьшенная прижимная сила дает большую маневренность, ну а лишние 160 лошадиных сил на протяжении четверти, а то и трети круга – вообще такой козырь, что вовремя разыграв его, можно уделать соперника как стоящего. Командам пришлось пересмотреть и гоночные тактики, поскольку ФИА на треть урезала лимит по топливу и ужесточила ограничения на количество используемых в сезоне агрегатов. Что касается пилотов, что им теперь придется думать не только о состоянии шин, но и о запасе топлива. И планировать пит-стопы соответственно.
Не менее интересны изменения в спортивном регламенте. Федерация наконец нашла способ выгнать пилотов из боксов на субботнюю квалификацию: теперь в воскресной гонке придется ехать на лучших пятничных шинах. Кроме того, за мелкие прегрешения на трассе отныне можно схватить пятисекундный штраф, который либо отбывается в пит-стопе, либо идет в копилку штрафных баллов. Двенадцать «проколов» – пропущенный гран-при. Вот и думай, что лучше: дать соперникам пять секунд форы или рискнуть суперлицензией.
Поскольку F1 2014 является насквозь лицензированным хардкорным симулятором, логично ожидать наличия всех этих тонкостей в игре, что обещает вдумчивому гонщику простор для тактических экспериментов, а не просто оттачивание навыков движения по идеальной траектории давно знакомых трасс.
Крепче за баранку держись, пилот
Первое, что ощущаешь на тестовом круге, призванном определить твой навык и выбрать настройки сложности, это то, что болиды действительно стали злее. Даже на «сухих» настройках машина намного энергичнее отзывается на педаль газа и работу рулем. Вследствие этого передачи кажутся коротковатыми, и переключать их приходится чаще, что несколько непривычно. К слову, скудость настроек «формул» по сравнению с другими автосимуляторами объясняется не ленью разработчиков, а реализмом. По новым правилам коробка должна пережить шесть гонок, а менять передаточные числа на ней можно только один раз за сезон. Так что у Codemasters с трудолюбием все в порядке.
Уменьшенный объем и мощность двигателя никак не сказались скоростях. На прямом участке в Шанхае удалось выдавить из «мерседеса» 301 км/ч, и это, похоже, не предел. Потяжелевшие болиды упрямее тормозят, поэтому с тормозами надо быть аккуратнее, чтобы не заблокировать колеса и не счесать резину. Впрочем, если вы гоняете не на максимальных настройках реализма, то за вас об этом позаботится ABS. На помощь начинающим пилотам придут и многочисленные помощники, помогающие подруливать, следящие за подвеской, показывающие оптимальную траекторию и скорость. Если совсем уж невмоготу, можно даже пересесть на коробку-автомат. Но и в этом случае ощущение от того, что под тобой могучий аппарат, элементарно проскакивающий отметку 200 км/ч, стоит только немного притопить педаль газа, все равно не покидает ни на секунду.
Естественно, мы не могли оставить без внимания появившийся в игре сочинский автодром. Трасса выполнена тщательно, как и вообще все, что есть в игре. Наличие лицензии ФИА подразумевает строгий контроль за процессом разработки, так что иначе и быть не могло. Мы прошли гран-при России на «Марусе» за Чилтона, не без удовольствия отметив, что трасса не самая простая. Хотя до улиц Монако ей, конечно, далеко. Результат наш был реалистично не блестящим, догнать Хэмилтона нам так и не удалось, но мы, по крайней мере, добрались до финиша.
В общем-то, F1 2014 могла бы быть почти идеальной игрой с гораздо более высокой отметкой, если бы не два момента. Во-первых, как и любой серьезный симулятор, F1 2014 предназначена для мощных ПК, оснащенных соответствующим контроллером. В данном случае вам понадобится приличный руль, обязательно с обратной связью и хорошими аналоговыми педалями, позволяющими точно дозировать ускорение и торможение. При попытке играть на консоли, а тем более с геймпадом, вы будете жестоко разочарованы. Такое ощущение, что игра не убирает всех «костылей» даже в режиме полного реализма, подстраховывая владельцев геймпадов даже на настройках Very Hard. Кроме того, приставочникам не стоит надеяться на приличную графику, а владельцам ПК понадобится достаточно мощная видеокарта, поскольку игра приближается к современным графическим стандартам только на ультра-настройках видео. Второй серьезный недостаток – отсутствие полноценных реплеев. Возможность проанализировать ход гонки, посмотреть что было сделано неверно, очень бы помогла. Что-то, правда, можно увидеть на коротеньких флешбэках, но это ж нужно момент подловить.
В итоге традиционная борьба «популярная игра vs. реалистичный симулятор» на этот раз завершилась победой симулятора, что, несомненно, скажется на коммерческих результатах Codemasters. Пересчитав деньги, издатель в следующем году закажет разработчикам «что-нибудь подемократичнее», и мы в результате получим полуаркаду. Потом наши гневные отклики заставят Codemasters «вернуться к корням серии» и снова вляпаться в убытки. Круг замкнется, как трасса Гран-при, но что поделать – такова жизнь.
Наш рейтинг: 7,8
Текст: Гнэл Унанян
Трасса Сочи-Флоренция
Нам так понравилась F1 2014, что мы решили побывать и на гоночной трассе «Формулы-1» в Сочи, ну а потом уже просто не могли остановиться – помчались в Италию на персональный трек команды «Феррари» смотреть, как тренируются пилоты «Формулы-1».
Прогуливаясь вдоль гоночной трассы в окрестностях Флоренции, мы совершенно случайно встретили легендарного гонщика Джанкарло Физикеллу.
Навигатор игрового мира: Боже мой, какая встреча!
Джанкарло Физикелла: Здравствуйте, здравствуйте.
НИМ: Мы видели логотип «Лаборатории Касперского» на носу гоночного болида «Феррари». И первый вопрос, который у нас возник: насколько трудно итальянцам произносить «Ka-spe-r-r-r-sky»?
Д.Ф.: На самом деле – не очень. Даже с учетом того, что у нас в итальянском нет буквы «к», произнести-то это несложно.
НИМ: А когда никто не слышит, как вы их называете? «Каспер»?
Д.Ф.: Все гораздо проще, мы зовем их «the Russians».
НИМ: Вообще мы приехали посмотреть на виртуальный тренажер для пилотов F1, насколько важен виртуальный тренинг для гонщиков?
Д.Ф.: В нынешние дни – это основа всей тренеровки. Мы регулярно используем эти аппараты для подготовки к гонкам. Как оказалось, цифровые технологии вообще могут здорово помочь. Тренажеры эволюционировали на моих глазах, становились более точными, более простыми в освоении.
НИМ: Вы относитесь к своей гоночной машине как к механизму или как к живому существу?
Д.Ф.: Это всегда машина, но у нее, знаете, может быть душа.
НИМ: Зачастую спортсмены – люди суеверные. У вас есть приметы?
Д.Ф.: Есть одна: я всегда сажусь в болид и покидаю его с одной и той же стороны.
Обогащенные этим важным знанием, мы подошли к тренажеру «Формулы-1» с левой стороны и вышли тоже слева (нам это, впрочем, не очень помогло). Тренажер представляет собой фрагмент болида, закрепленный на сложной гидравлической системе. Перед ним расположен вогнутый экран, на который проецируется изображение трассы, окружения, а также два передних колеса. В отличие от разработчиков F1 2014, создатели тренажера для пилотов озадачены в первую очередь не графикой (хотя ее уровень весьма высок для профессионального тренажера), а передачей физических воздействий – гидравлические усилители передают все изгибы трассы, и в зависимости от крутизны поворота ремни натягиваются, вдавливая водителя в кресло. Нам удалось пообщаться с главным разработчиком тренажера – Антоном Стипиновичем.
Навигатор игрового мира: У вас сербская фамилия?
Антон Стипинович: На самом деле – хорватская, но сам я из ЮАР. Мои родители переехали в Африку из Хорватии. Ну а теперь вот живу в Италии.
НИМ: Как вообще люди начинают разрабатывать тренажеры для пилотов «Формулы-1»?
Антон Стипинович: Лично у меня получилось так: с 2007 года я работал инженером по электронике в McLaren, потом занимался исследованиями для команды Red Bull, а в 2009 решил сконцентрироваться на разработке профессионального тренажера для водителей «Формулы-1», и вот я здесь, в «Феррари».
НИМ: Насколько мы знаем, существует всего два подобных тренажера: один, который стоит перед нами, а второй – в Абу-Даби. Вы разрабатываете только софт или же и всю аппаратную начинку?
А.С.: Делаем все целиком. Детали, конечно, с нуля не изготавливаем – закупаем у лучших производителей, но разработка технологической конструкции, программное обеспечение – целиком наша работа.
НИМ: Как удается достигнуть высокой реалистичности при создании трассы?
А.С.: Самые детальные треки создают при помощи технологии LiDAR – это комбинация лазерного сканирования трассы и очень точного GPS. Сканирующий лазер установлен позади машины, которая очень медленно проезжает трассу, считывая все нюансы поверхности. Потом на этой основе создается трехмерная сверхреалистичная модель трека.
НИМ: Насколько это дорогостоящая технология?
А.С.: Зависит от сложности трека. Например, если это не очень сложная трасса, как в Бахрейне, где фактически пустыня, – 20 000 евро. А вот какая-нибудь в Монте-Карло – значительно сложнее, там придется выложить до 50 000 евро.
НИМ: Понимаем, что ваша задача – сделать тренажер для пилотов, а первоочередная задача разработчиков видеоигр – предложить увлекательное развлечение, но все же: вы видели симулятор «Формулы-1» от Codemasters?
А.С.: Да видел, конечно. Мы поддерживаем отношения с игровыми компаниями, потому что они очень сильно вкладываются в разработку графики. Так что самые лучшие и реалистичные технологии отображения пришли в профессиональные симуляторы из игровой индустрии.
Текст: Константин ПОДСТРЕШНЫЙ, Александр АРТЕМОВ
Фото: Ольга БОГОЛЮБСКАЯ
Отдельная благодарность: спонсору команды «Феррари» – компании «Лаборатория Касперского».