Даже не знаю, почему глава Paradox Interactive Фредрик Вестер, бог менеджмента и маркетинга, до сих пор не разогнал отдел, который придумывает названия для DLC к Europa Universalis IV. Вот возьмем нынешнего пациента, который называется Rights of Man: он что – про права человека?
Первым пунктом в списке нововведений идут новые дипломатические возможности для великих держав. Ну, на самом деле важнее то, что появился сама концепция «Великой державы», в которые зачисляются первые восемь стран в рейтинге. Не сказать, что игра для них идет совсем по-другому, но лезть в дела других государств «великим державам» иногда проще. Имеет это отношение к правам человека?
Дальше идет персонализация монархов и полководцев, что назрело уже давно. Конечно, превращать EU4 в Crusader Kings II не стоит, но и такого цирка с наследниками, как раньше, быть не должно. Так что дополнительные штрихи к портретам приветствуются, прилагаемый к ним механизм генерации августейших супругов (чтобы королева могла, скажем, регентствовать до совершеннолетия наследника) и свежая возможность отречься от престола – тоже. Короче, мы – за, но опять-таки – это про права человека?
Дальше идет уж вовсе мелочевка. Больше контроля за подчиненными нациями в ходе войны, новые опции для фетишистов (если что, в EU4 это не сексуальные извращенцы, а вполне себе подвид язычников) и коптов. Коптов! Новые фракции для революционных республик, гарем как источник наследников в Османской империи, возможность девальвации – это права человека?
Самое важное изменение даже не попало в списки главных новинок Rights of Man, поскольку идет в бесплатном патче, сопровождающем дополнение. А ведь это практически тектонический сдвиг: Paradox пересмотрела разделение наций на так называемые «технологические группы», которое существовало если не с первой EU, то со второй – точно. В рамках этой системы западноевропейская «техногруппа» развивалась быстрее всего, а все остальные – с разной степенью отставания. В общем, довольно грубый костыль, с помощью которого разработчики заставляли мировую историю идти в более-менее историчном направлении.
Теперь группы определяют только набор доступных юнитов, а скорость технологического развития зависит от «идей». Каждая из идей появляется в конкретной провинции и распространяется по свету. Когда достаточное количество провинций подопечной империи будут в курсе, скажем, книгопечатания или ренессанса, страна может принять идею. А пока идея не принята, наука тормозится, и чем больше затягивается принятие, тем серьезней пенальти к исследованиям.
Единственно, что смущает в новинке, – частота, с которой идеи зарождаются именно в Западной Европе, причем думается, что «это не баг, а фича». Поэтому нововведение совершенно не решает проблему европоцентризма (пусть даже игра и называется соответственно), но, думается, надо дать этой системе шанс.
Хотя и она не имеет отношения к правам человека.