Андрей Алаев, 20 января 2016
Названия дополнений остается для Paradox Interactive проблемой: обычно в DLC она вкладывает столько разнонаправленных улучшений и изменений, что любой заголовок отражает далеко не все содержание адд-она. Вот и сейчас так. Называется дополнение Cossacks, но посвящено далеко не только казачеству в классическом, тарасобульбинском понимании этого слова.

Как минимум в центре внимания DLC степные народы вообще (казаки шведов интересуют в основном как бесстрашные воины степей, которые периодически «ходят за зипунами» по обе стороны границы). В отношении кочевых и полукочевых народов подкрутили немало параметров, где-то приближая их к реальности, а где-то повышая играбельность. Я в честь этого даже за Золотую Орду поиграл, чтобы ощутить себя настоящим кочевником – раньше как-то даже в голову это не приходило. Надо сказать, ощущения специфические – сплошное «украл, выпил, в тюрьму», поскольку если не ходить воевать соседей, ваши башибузуки начнут бунтовать. И этот круговорот войны в природе ведь рано или поздно закончится: несмотря на все ухищрения «парадоксов», технологическое отставание степняков рано или поздно даст о себе знать, и придется столкнуться с кем-то неприятно продвинутым.

Уже XVI век кончается, а османы даже мамелюков не сожрали и в Венгрию ни разу не совались!

Сословная политика

Однако две основные новинки Cossacks ни к степям, ни к казакам отношения не имеют и касаются внешней и внутренней политики: взаимоотношения стран дополнили параметром «доверие», и создали довольно прилично выглядящую систему для отражения долгоиграющих союзов, а также ввели возможность обозначать чужие провинции как зону своих интересов.

В области внутренней политики изменения сделаны более кардинальные: думаю, не будет преувеличением сказать, что она вообще появилась. Теперь в каждом государстве имеются сословия: как правило, их три, традиционные дворянство, духовенство и «третье сословие», то есть мещане, купечество и прочая нарождающаяся буржуазия. Иногда сословиям дают локальные имена, – скажем, дворяне в Московии гордо называются The Boyars. Иногда подселяют четвертое – заглавные герои дополнения, казаки, являются как раз таким сословием для стран, включающих в себя юг европейской части СССР.

Больше всего провинций (красных и желтых) пришлось отдать дворянам и церкви. Купечество и казаки не столь прожорливы

Сословия – еще один механизм для получения бонусов и пенальти. Чем выше лояльность, тем больше бонусы, а низкая лояльность влечет за собой штрафы. Утрата верности влиятельным сословием с большой вероятностью приведет к большим же проблемам. А средством подпитки этой самой верности (точнее, средством против измены) служат провинции, которые вы отдаете сословиям в управление. Ну, от этого они не перестают принадлежать вашему государству, но получают неснижаемую автономию в 25% с соответствующим ударом по доходам. И ведь с расширением государства аппетиты сословий растут – церковь и нобилитет требуют постоянную долю в провинциях. Так что отныне балансирование внутренней политики стало делом важным и непростым, хотя нередко вспоминаются те благодатные деньки, когда это не было необходимым.

Периодически с сословий можно снимать дополнительные сливки, скажем, стрясти с бюргеров деньги

Ценз оседлости

Что самое интересное, складывается ощущение, что с этим дополнением Europa Universalis IV достигла критической массы. Где-то в недрах движка сложились кусочки паззла: подробные карты Азии и Африки из Art of War, развитие провинций из CommonSense и дипломатия из Cossacks, – и это привело к удивительно мирному течению партии на стандартных установках в Европе. На периферии христианской цивилизации войны бушуют со страшной силой, сотни государств, названия которых ничего не говорят белому человеку, грызут друг друга, а в Европе – тишина. Периодически, конечно, бывают схватки боевые, какая-нибудь Тридцатилетняя война случается на век раньше положенного, но в целом – совершенное олимпийское спокойствие. Возможно, это была аберрация конкретно моих партий, но не исключено, что дело тут вовсе не случайное.

Казаки регулярно портят вам отношения с соседями

В любом случае, можно с уверенностью сказать, что с Cossacks игра становится богаче и интереснее (и еще теперь Новый Свет по новому механизму рандомно рисуют, что никому, по-моему, не надо, но прикольно). В общем, к покупке обязательно.
Вердикт
  • Рейтинг оригинальной игры 8.2
Оценка редакции
8.2
Оценка пользователей
8

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!