До релиза DD подавалась как японский ответ Skyrim. В смысле сюжета нечто общее действительно есть – он так же примитивен, заштампован и драконоцентричен: даже начинается история с того, что на рядовую деревню нападает могучий змей, и наш храбрый (но не особо умный) герой хватает с трупа стражника меч, чтобы сразить тварь. Как можно было ожидать, ничего у него не получается, но заинтригованный дракон не превращает наглеца в закуску, а выковыривает у него сердце и улетает восвояси, дав напоследок напутствие: хочешь, дескать, свой внутренний орган обратно – найди меня.
Впрочем, как и в Skyrim, история в Dragon’sDogma моментально задвигается на второй план, а то и вообще уходит покурить за кулисы, уступив подмостки более интересным вещам вроде схваток, сбора шмоток, прокачки и исследования бескрайних просторов. Благо, мир выглядит весьма любопытно – эдакая японская версия европейского фэнтези со страшными носатыми героями, мрачными пейзажами и повсеместной разрухой.На все руки мастер
По-настоящему уникальной игрой DD делают несколько находок. В первую очередь это боевая система, адский замес из слэшерной механики с ролевой начинкой: три базовых класса и шесть «продвинутых», каждый – со своими прокачиваемыми навыками, причем перескакивая из класса в класс, некоторые умения предыдущей профессии можно сохранить и успешно применять на новой стезе. Да и сами классы весьма разношерстные: есть и «лучник-волшебник», и разнонаправленные маги, и ассасин, и даже такая экзотика, как Mystic Knight – хорошо защищенный рыцарь, у которого заклинания работают от магического щита.Выученные умения не идут на склад иконок в нижнем углу экрана, откуда потом вяло тыкаются по мере надобности – нет, все приемы приходится делать самому: целиться из лука, прыгать, карабкаться по врагам. Последнее особенно важно, поскольку мир игры наполнен циклопами, грифонами, троллями и прочей нечестью величиной с дом, – и в отличие от большинства RPG, их вряд ли получится убить, уныло тыкая мечиком в пятку, нужно искать уязвимые места. К примеру, у циклопа это глаз, поэтому нужно, чтобы разбойник зацепился за тушу и шустро прополз к морде, где и всадил клинок (для верности – предварительно заряженный огнем толковым магом).
На ход боя влияют даже такие показатели, как длина конечностей, рост и вес персонажа (которые можно задать в редакторе в нагрузку к привычным вещам вроде размера глаз, формы носа и цвета волос), поэтому воина лучше делать могучим здоровяком с длинными руками, а бандюгу мелким и легким на подъем.
Повелитель пешек
Другая отличительная черт DD – «пешки», герои из параллельного мира, лишенные эмоций и движимые единственным стремлением – помогать препарированному драконом главному герою. Одну мы создаем сами, еще двух можем призывать у специальных камней-порталов. Пикантность ситуации в том, что призываются не абы кто, а творения других игроков; соответственно, и наша личная пешка-компаньон может быть призвана другими людьми. Во время путешествия по чужим мирам пешки продолжают учиться, а если повезет – еще и получат на прощание подарок от нанимателя. Такое вот виртуально-боевое свингерство.Сами по себе пешки (даром, что сюжетно обоснованные болванчики) ведут себя разумнее большинства сопартийцев в других RPG: постоянно отпускают комментарии по поводу врагов и квестов, собирают ресурсы, открывают сундуки и беспрерывно учатся. «Так ему в глаз бить надо!» – орет осененный догадкой лучник на пятнадцатой минуте боя с циклопом, и тут же принимается за дело, в это время маг накладывает огненные чары на его оружие, а проворный убийца уже лезет чудищу на загривок – и все без единой команды, просто по велению AI.
В сумме это порождает такие картины боя, какие не увидишь больше нигде. Вот рыцарь провоцирует гарпию на атаку, а когда та подлетает, хватает ее и прижимает к земле; в это время подскакивает ассасин и отсекает ей голову одним ударом. Другая картина: парящий в небе грифон, на котором болтается разбойник и зачем-то уцепившийся за хвост рыцарь, а снизу весь этот балаган пытаются достать лучник и маг.
Игра дарит эмоции, которые никто больше не может предложить: складывается полное ощущение, что с тобой в команде живые люди. На момент выхода казалось, что только так и должна теперь выглядеть по-настоящему современная боевая система в RPG, однако спустя три года никто так и не осилил ничего подобного. Что ж, тем лучше для запоздалого порта Dragon’sDogma.
PC-версия включает весь дополнительный контент к Dragon’sDogma, в том числе полноценный адд-он DarkArisen, который появился на свет явно под влиянием DarkSouls: одинокий остров, мудреной архитектуры крепость с обилием шорткатов, секретов и ловушек; сложные враги и еще более сложные боссы. Конечно, бегаешь здесь не в гордом одиночестве, а с сопартийцами, однако жизнь это не облегчает, а местами скорее сильно осложняет: искусственный интеллект некоторые местные условия просто не способен переварить, и когда дерешься с минотавром на тесном отшибе над пропастью, а твоих соратников раз за разом туда и сбрасывают – это утомляет и злит. Тем не менее, дополнение вышло отличным, во многом по-хорошему старомодным, и после окончания основной кампании туда обязательно стоит заглянуть.