JRPG уже много лет переживают пусть и интересные, но сложные времена: игры либо мельчают и становятся нишевыми, либо в погоне за аудиторией теряют часть ключевых элементов и сохраняют японский дух лишь в оформлении. На этом фоне Dragon Quest XI выглядит как последний из могикан – игра одновременно большая, красивая, актуальная и сохранившая все характерные черты жанра.
Некогда, во времена Famicom/NES, именно вдохновленная западными играми серия Dragon Quest заложила фундамент JRPG и, в свою очередь, подтолкнула множество авторов к собственным жанровым экспериментам. Но постепенно частота выхода «драконьих квестов» снижалась, и в какой-то момент стало казаться, что Dragon Quest IX для портативной консоли DS и многопользовательская Dragon Quest X стали финалом долгой и славной истории. Тем удивительнее стало то, что в 2017 году именно эта слегка подзабытая серия возвратилась с триумфом, продемонстрировав, что JRPG классического образца все еще могут вызывать ажиотаж и восторги, как у массовой аудитории, так и у критиков. Оказалось, что если добавить в формулу Dragon Quest современную графику и почти ничего больше в ней не менять, то получится именно та игра, по которой сильно скучали поклонники жанра. Но даже этого, может быть, лучшего в десятилетии представителя жанра можно усовершенствовать – что Square Enix и сделала два года спустя, выпустив Dragon Quest XI S: Echoes of an Elusive Age – Definitive Edition для Switch.
От добра добра не ищи
Dragon Quest XI не стесняется хранить верность в том числе и тем традициям, которые граничат с клише. Но шаблон потому и шаблон, что он эффективный, и если им умело воспользоваться, то результат получается впечатляющим. Вот и история об очередном героическом Избранном в DQ XI подана столь бесхитростно, а собранные из стереотипных образов персонажи до такой степени яркие и приятные – все как один, даже злодеи – что упрекать эту историю за наивность было бы просто бесчестно. Мы же не требуем от «Короля Льва» гибели Симбы еще в детском возрасте и не ждем от рассчитанного на широкую аудиторию кинокомикса размышлений на тему легализации эвтаназии.
Авторы Dragon Quest XI явно хотели создать традиционное, оптимистичное, героическое приключение – чуть ли не сказку – и у них получилось. Но в то же время в сценарии нашлось место и для приятных сюрпризов, и даже для мягкой иронии в адрес шаблонов выбранного разработчиками жанра. Так, например, главный герой хоть и Избранный, но очень многие видят в нем потенциального разрушителя всего мира – и вовсе не без причин. DQ XI в целом хранит верность корням, но уже с первых минут удивляет сюжетными поворотами и небольшими деталями фэнтезийной вселенной. Основная сюжетная линия тут линейна и относительно коротка, но дополнительных развлечений, вроде мини-игры в кузне или восьмидесяти побочных заданий хватит на то, чтобы потратить на Dragon Quest XI более сотни часов.
Правильная ностальгия
Ролевая и боевая системы в DQ XI тоже классические: с разделением магов и воинов на непростые в освоении классы и пошаговыми сражениями. JRPG в своей эволюции так заблудились и столь давно растеряли аутентичность, что возвращение к стародавним традициям выглядит свежей и смелой идеей. Вы не найдете тут экшена как в пятнадцатой Final Fantasy или же атмосферы MMORPG, как в последних двух Xenoblade, но это и хорошо. Dragon Quest XI явно порадует давних поклонников жанра, но еще больше впечатлит тех, кто прозевал расцвет JRPG – новички смогут почувствовать то, что фанаты японских ролевых игр ощутили в конце 90-х, когда новинки поражали воображение и удивляли невиданным прежде масштабом.
Детище Square Enix выглядит красочной и роскошной сказкой, созданной словно бы вопреки всем экономическим сложностям и реалиям. Эта игра как будто прибыла из 90-х, но получила полный набор современных удобств и настроек, делающих прохождение более увлекательным и комфортным. Да еще и графика тут пусть и мультяшная, но вполне претендующая на звание «первоклассной» и «топовой». Музыка разве что в западной версии подкачала – к нам не доехала оркестровая версия саундтрека, но в переиздании для Nintendo Switch устранили и этот небольшой недостаток.
Больше чем просто порт
Новую версию Dragon Quest XI можно назвать особенной по целому ряду причин. Во-первых, разработчики добавили в Definitive Edition весь тот контент, который ранее пришлось вырезать из-за сложностей со сроками и бюджетом. Во-вторых, в переиздание входит как трехмерная DQ XI, так и двухмерная – бывшая прежде доступной только в Японии и на 3DS. Это не просто два типа графики, но две разные игры, так как двухмерная отличается и построением уровней, и общим темпом истории, и даже некоторыми необязательными заданиями. Переключить режим можно на любой стадии прохождения – достаточно посетить в игре церковь.
Не обошлось и без спорных нововведений вроде японской озвучки: кое-кто включит ее только ради аутентичности и потеряет английскую – полную, запоминающихся голосов, хитроумно встроенных диалектов и отличного юмора. Но важно то, что эта опция необязательна и ее можно попросту проигнорировать. Пусть даже Switch и накладывает некоторые ограничения на графику трехмерной версии Dragon Quest XI S, именно издание для этой платформы получилось наиболее интересным, продуманным и полным.
Незадолго до своей смерти Сатору Ивата, президент Nintendo, общался с сотрудниками Square Enix и просил их выпустить одиннадцатую Dragon Quest на Switch. Соответствующее издание ролевой игры пришлось ждать очень долго – два с лишним года, но оно все-таки вышло, и теперь можно смело сказать, что Dragon Quest XI S: Echoes of an Elusive Age – современный эталон JRPG.