Сергей Косин, 16 мая 2016

Отправиться делать новый Doom – самоубийственная миссия. Это ведь не просто культовая серия – это культовая серия, фанаты которой разбились на два непримиримых лагеря. В одном шаркают тапочками седые ветераны, отчаянно пищавшие модемами и гонявшие какодемонов по Марсу еще во времена первых двух Doom. В другом – поросль помладше, приобщившаяся к сериалу с третьей части, темной и страшной.

К тому же в самом углу приютились те, кто не играл ни в один Doom, но слышал про серию только самое хорошее, а потому тоже сидят с завышенными ожиданиями наготове. Короче говоря, задача стояла эпическая. И как же в такой ситуации было поступить id Software? Правильный ответ: оказалось, что нужно просто сделать новый Doom.

Не спортсменка, не комсомолка и уж точно не красавица, зато имеет собственный уютный культ сатанистов

Черти будут плакать

Все вышеупомянутые лагери помнят фразу Джона Кармака о том, что сюжет играм нужен примерно так же, как порно, и id решила уважить отца-основателя. Тем более что местную историю и так все знают: Марс, безответственные ученые, зловещий культ, порталы в ад, черти, кровь, кишки, Сатана. На старте обнаруживаем себя космическим десантником, прикованным к алтарю, секунда – рвем цепи, еще одна – по щам получают первые демоны, три шага по коридору – вот он, костюмчик мечты, который везде впору и способен остановить даже ракету ревенанта. Как говорится, Hail to the king, baby!

Ладно, ладно, это из другой игры, но и к текущей ситуации прекрасно подходит: всем инопланетным чертям в округе сейчас будет плохо, а нам, космическому десантнику, – наоборот, хорошо. Мы, космический десантник, существо едва ли менее бесноватое, чем сами исчадья ада, – мы считаем, что нет лучше способа починить что-то, чем ударить это трехпудовым ботинком, и даже милому роботу, добровольно раздающему апгрейды для оружия, при каждой встрече прикладываем кулачищем в табло – так, для профилактики.

IDDQD

За следующие два уровня мы получим основополагающие для сериала вещи: дробовик и бензопилу. В английском есть такое емкое слово-мутант goregasm, означающее «оргазм от кровищи» – вот именно в подобное состояние два этих инструмента и вводят максимально быстрым, грубым, эффективным и эффектным способом; переработка монстров в фарш приобретает такие темпы, что чертей просто перестает хватать. Потом, конечно, появляются враги посерьезней, и дробовик периодически приходится менять на более подходящий ствол, но бензопила остается актуальной всегда.

Дело в том, что цепная царица лесов – это живое воплощение штампа «press x to win»: она распиливает практически любую нечисть с первого раза и без всяких там условий, хватило бы только горючки, – а ее на Марсе не то чтобы сильный дефицит. Однако орудовать бензиновой подругой приходится не в реальном времени, а запуская скриптовую сценку, из-за чего чувствуется какая-то фальшь, как будто пилишь головы под «фанеру». Хорошо хоть сценок наплодили достаточно, и выглядят они так брутально, что не надоедают до конца игры.

Святая бензопила!

На фоне того беспредела, что можно творить пилой, рукопашные добивания уже не смотрятся так жестоко, хотя пользы от них едва ли меньше. Устроены они просто – сняв врагу достаточно здоровья, можно подскочить к бедолаге и проделать с ним что-нибудь смертоносное, причем в особо жестокой форме: пасть разорвать, моргалы выколоть, череп в труху разбить. Наградой будет не только соответствующе мерзкое зрелище, но и восполнение некоторого количества здоровья себе любимому. Хотя добиваниями позволено откровенно злоупотреблять, они все же больше дают геймплею, чем забирают у баланса, потому что одновременно прибавляют динамики и зрелищности, а также является неплохим подспорьем на высоких уровнях сложности (на которых в новый Doom и следует играть).

Дебри самосовершенствования

Прокачку нынче не завозят только в совсем уж маргинальные проекты, поэтому в Doom она тоже есть; более того – возможностей так или иначе что-либо улучшить вышло как-то даже слишком много. Для начала, у каждого оружия есть по два апгрейда, добавляющих альтернативные режимы стрельбы. Взять тот же дробовик: одна насадка дает возможность выстрелить короткой очередью в три патрона с несвойственной дробовику кучностью, а вторая – запустить гранату. Ракетницу же позволят оснастить системами самонаведения и дистанционного подрыва снаряда. Каждый альтернативный режим вдобавок можно улучшать, а докачав до конца – выполнить испытание, наградой за которое станет еще какое-нибудь полезное свойство для любимого ствола.

Экипировать можно только три руны, да и это право еще надо заслужить

Костюм тоже поддается модификации, причем и здесь бонусы не ограничиваются повышением количества здоровья, брони и носимого боезапаса. Желаете, чтобы сканер давал знать, когда рядом секретная нычка, – нет проблем; не хотите получать урон от взрывающихся рядом красных бочек и собственных ракет – пожалуйста; нуждаетесь в том, чтобы пауэрапы действовали подольше – запросто. А ведь есть еще и руны, которые можно получить, пройдя специальные испытания на отдельных аренах, – и они тоже прокачиваются.

Красные просторы

Doom не угнетает столь модным сейчас открытым миром о сотне квадратных километров, равно как не запирает в тесные коридоры, гоняя там игрока словно крысу от скрипта к скрипту. Тут все в хорошем смысле старомодно, каждый уровень – это обширная локация в несколько этажей, где найдется место и секретным комнатам, и ловко спрятанным схронам, и тайным тропкам. На каждую локацию можно потратить немало времени, если взяться обследовать ее целиком. Даже заметив секрет, не всегда сходу сообразишь как туда попасть; плюс тут хватает запертых дверей, требующих знаменитые разноцветные ключ-карты. Но усилия не пропадут даром: лишняя деталь для апгрейда брони или робот, раздающий модули для оружия, – достойная награда за труды.

Ад на Марсе смотрится очень органично

Досадно, что, как следует поработав над функциональным дизайном уровней, разработчики отдохнули на художественном. Первая половина игры проходит в ладных, но не особенно выразительных постройках и лишена ярких моментов; только с командировки в великолепный местный ад накал страстей начинает расти соразмерно произошедшей в мире Doom катастрофе. Где-то к этому моменту количество и качество адской пехоты приходит в соответствие с возможностями героя, шансы наконец уравниваются, и игра окончательно уходит в скоростной яростный экшен про залпы из ракетницы, последний патрон в дробовике и бешеные прыжки через рогатых демонов. Но что отрадно – при этом остается время на изучение местности и поиск секретов.

И мультиплеер!

Без него, родимого, никуда: в наличии шесть многопользовательских режимов без особых сюрпризов, а также  вездесущая прокачка и кастомизация – все как полагается. Разделения на классы нет, с собой в бой позволяют взять два вида оружия и гранаты; что положить в каждый слот – решает сам игрок. Также есть модули взлома: небольшие бафы, которые можно переключать после каждой смерти. Ах да, еще перед боем нужно выбрать демона, в которого, подхватив соответствующий значок на карте, герой будет превращаться.

У монстров для морпехов тоже есть добивания

Первые ощущения от многопользовательских баталий похожи на те, что еще остались в памяти с девяностых годов – с некоторыми поправками на современность и старческий маразм. Все лихо носятся с ракетницами и дробовиками, неистово стрейфятся, прыгают, жрут «арморинки» да усилители и при первой возможности лупят друг друга по башке, потому что добивания работают и в мультиплеере. Весело.

Этим хорошим словом можно охарактеризовать и всю игру. Она действительно веселая, по-хорошему, извините, угарная, да и просто интересная, даже несмотря на некоторые провисания в первой половине. Здесь быстро ловишь темп и входишь в скачкообразный ритм, когда стремительные перестрелки сменяются задумчивым изучением локации с целью попасть в какую-то особо хитро спрятанную зону. Молодцы id, сделали то, что от них никто уже особо и не ожидал, – хороший, настоящий Doom. И если после знакомства с ним что и остается пожелать разработчикам – так это чтобы они немедленно начали делать новый Quake.

Выбор редакции
Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 8
  • Звук и музыка 8
  • Дизайн 8
  • Ценность для жанра 9
Оценка редакции
0
Оценка пользователей
7.1

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!