Сергей Косин, 27 декабря 2015
Как известно, жанр ралли-симов находится в коме уже целое десятилетие. Последнее время тут практически в одиночку орудуют ленивые итальянцы из Milestone, поставившие выпуск игры по лицензии WRC на поток, но с таким халтурным подходом, что ждать от них чего-то пристойного уже не приходится. В солидных же проектах, сделанных по принципу «все в одном», этому почетному виду спорта если и уделено место, то очень скромное.

Что касается раллийного сериала от Codemasters, некогда носившего имя Колина Макрея, то все эти годы он медленно, но неуклонно хирел, погружаясь в пучины аркадного ада с Кеном Блоком и джимханой. Однако всякая вещь, дойдя до предела, имеет тенденцию оборачиваться своей противоположностью. Так и сериал DiRT, постепенно потерявший не только имя «летучего шотландца» в названии, но и собственно ралли в геймплее, наконец дошел до аркадного предела и теперь обернулся толковым раллийным симулятором. Ура, товарищи!

На ремонт разбитой машины дается ровно полчаса игрового времени через каждые два спецучастка

По хардкору

Мысль, что в этот раз все будет серьезно, закрадывается уже на стартовом экране. Аскетичное плиточное меню на фоне заснеженной шведской деревни, заунывная электроника на саундтреке, рев проносящихся где-то вдали машин и полное отсутствие ощущения молодежного праздника – все говорит о том, что мы тут не шутки шутить собрались.

Первый же заезд подтверждает, что разработчики твердо вознамерились передать все тяготы жизни раллийного пилота. Промозглое уэльское захолустье, немногочисленные люди за ограждениями, моросящий дождь, бурчащая стадом в 290 лошадей Subaru Impreza WRX. Старт. С натужным ревом автомобиль срывается с места. Дорога – не более чем узкая линия, отделяющая хвойный лес слева от буерака справа; встреча что с тем, что с другим практически наверняка означает, что с местом в первой тройке, пятерке, а порой и десятке можно попрощаться. Никаких соперников на трассе, естественно, нет: дорога – единственный враг, штурман – единственный друг. Он своевременно бубнит подсказки: где какой поворот, где трамплин, где другая любезно заготовленная матерью природой подлость.

Мороз и темень – ночь чудесный

При этом нужно понимать, что на бездорожье скорость чувствуется намного острее, и держаться на тонком шнурке от кювета до кювета – задача не из легких. Собственно, первый заезд почти гарантированно закончится либо в канаве на вдрызг разбитой куче металлолома, либо в самом хвосте зачетной таблицы – и это нормально: и трассу, и машину нужно сначала понять, освоить.

На чем и где

Правильно нащупанная физика – самая большая заслуга разработчиков: раллийные болиды, как им и полагается, мощны, норовисты, но при этом послушны; они охотно ложатся в повороты, не выделывают коленца на ухабах и трамплинах и, за исключением отдельных экземпляров, ведут себя вполне пристойно. Многие создатели автосимов путают капризное, сложное управление с реалистичным, но вещи это совсем не идентичные, о чем Codemasters явно осведомлена. Здесь машина, почти как настоящая, гребет гравий, плывет по грязи, цепляется за асфальт, и при этом не создает проблем на ровном месте; ею относительно просто научиться управлять, но довольно сложно начать добиваться приемлемого результата на трассе. Ты проходишь участок снова и снова, выгадывая драгоценные секунды на каждом повороте, и когда наконец оказываешься на первом месте, – испытываешь удовлетворение, сравнимое с победой над сложным боссом в DarkSouls.

Ежегодные соревнования по подъему на гору Пайкс Пик, что в штате Колорадо, также называют «Гонкой в облаках»

Трассы сложны и коварны каждая по-своему. Например, в солнечной Греции ненадежный гравий, подлые каменюки на обочине и опасные откосы, с любого из которых можно отправиться прямиком на рестарт. В Монако покрытие в основном асфальтовое, зато сплошь гололед и частенько накрывает такой снегопад, что не видно ни зги. И только Финляндия встречает симпатичным осенним лесом и почти прямыми скоростными маршрутами без ловушек и преград, – но из представленных пяти стран (на каждую из которых приходится примерно с десяток спецучастков) она одна настолько дружелюбная.

Чем заняться

В DiRTRally представлены три дисциплины: Hillclimb, Rallycross и собственно Rally. Hillclimb – вещь сугубо факультативная: на специально подготовленной машине нужно максимально быстро в несколько заходов совершить восхождение на вершину легендарной Pikes Peak. Сделать это непросто, поскольку машины, заточенные для этих соревнований – самые капризные, а скорости тут нужно выдерживать высокие. Однако приедается такое развлечение достаточно быстро.

В ралли-кроссе борьба идет контактная

Rallycross – совсем другое дело, это очень динамичные и жесткие состязания на небольших кольцевых трассах, где раз в заезд обязательно нужно проехать jocker lap – круг, включающий в себя сложное и неудобное ответвление маршрута. Эта дисциплина – единственная в игре, сделанная по лицензии FIA. Также она единственная, где можно увидеть на трассе других гонщиков; в остальных случаях (в том числе в мультиплеере) соревноваться придется в классическом раллийном стиле, то есть просто сравнивая время прохождения.

Третьим по списку и первым по важности идет собственно ралли, которому наконец-то уделено наибольшее внимание. Чемпионатов тут пять штук, отличаются они продолжительностью и сложностью (и доступны для прохождения любым классом машин), а открываются последовательно – достойно завершили одну лигу, переходите в следующую. Если первые из них – Open и Clubman – проскакиваются довольно просто, то, например, в чемпионате класса Elite, попасть не то что в тройку, а даже в пятерку – уже достижение. Но и денег там платят несоизмеримо больше, а их есть на что потратить.

Ночь темна, а потому пилота, разбившего фары о ближайший забор, ожидает веселая поездка «на ощупь»

Не просто так

Для начала, машины в DiRTRally бесплатно никто не раздает, их нужно покупать на свои кровные, и стоят они весьма прилично. Но основная статья расходов – команда техников. Всего их пятеро: один, главный, дается бесплатно, остальных нужно нанимать, и работают они строго по контракту, который по истечении установленного числа заездов придется перезаключать. Со временем у механиков открываются слоты, в которые можно (опять же небесплатно) ставить перки, которые позволяют быстрее прокачивать машины определенного класса, марки или даже производителя.

Апгрейд машин устроен просто и эффективно: пока мы накручиваем километры на конкретном болиде, наша команда начинает потихоньку его оптимизировать: уменьшать вес, увеличивать скорость и так далее, так что со временем он становится чуть лучше во всех аспектах. Но сделано это плавно и не особенно заметно, – ровно так, чтобы не пересечь хрупкую грань, за которой подобные апгрейды выглядели бы чересчур аркадно, а прокачка машины драматическим образом влияла бы на результаты заездов.

Дождь красивый, атмосферный и коварный

Из грязи в грязи князя

В общем, это действительно оно – возвращение именитой серии к ее истокам. Здесь ровно все сделано так, как давно хотели поклонники первых частей ColinMcRaeRally, причем сделано тщательно, качественно и очень аккуратно. Дело за малым – чтобы игра, собранная по заявкам фанатов, у этих самых фанатов получила высокие продажи, – и тогда светлое раллийное будущее нам практически гарантировано.
Выбор редакции
Вердикт
  • Игровой интерес 10
  • Графика 8
  • Звук и музыка 8
  • Реализм 9
  • Ценность для жанра 10
Оценка редакции
0
Оценка пользователей
9

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!