Когда-то номерная серия DiRT действительно была про грязь и гонки по бездорожью – но потом связалась с Кеном Блоком, понабралась от него джимханы и прочих глупостей, и после третьей части впала в кому. Однако два года назад Codemasters решила вспомнить былое и выпустила DiRT Rally – прекрасный раллийный симулятор, который вернул «грязевую» франшизу к корням.
Убедившись в благосклонности публики к «тому самому» геймплею, издатель решил воскресить и номерное течение сериала. Так что ныне DiRT возвращается, потеряв по дороге и Блока, и сомнительную автоакробатику. Взамен предлагается побольше классического ралли, ралли-кросс, а также несколько весьма спорных дисциплин.
Обезжиривание
На первый взгляд может показаться, что при живой DiRT Rally делать акцент на ралли в новой игре как минимум странно, но кое-какая логика в этом есть. Вместо хардкорного симулятора не для всех, четвертая часть предлагает куда более доступную аркаду, остающуюся таковой, даже если выбрать «серьезный» (да, есть еще «не серьезный») режим управления и отключить все хэлперы. Иными словами, легкую и красочную покатушку в пылюке да грязи вместо сурового гоночного Dark Souls на ту же тему.
В этот раз уклон получился именно в пылюку, которую обеспечивают два новичка в списке доступных стран, США и Австралия. Они получились во многом похожими: и там, и там сплошь красная гравийка примерно в одних и тех же декорациях, разве что в Мичигане еще частенько досаждает на редкость ненатуральный туман. На наш взгляд, что-нибудь одно можно было спокойно заменить, к примеру, на Индонезию, которую мы уже сто лет не видели. Всего же на ралли тут отведено пять стран – помимо вышеперечисленных, это уже хорошо знакомые фанатам Уэльс и Швеция, плюс бессовестно заасфальтированная Испания, а вот Финляндии и Греции в этот раз нет – без всяких шуток потеря потерь. Зато, как и обещалось, теперь разрешается создавать собственные чемпионаты при помощи процедурного генератора Your Stage, где можно задать длину, погоду, время суток и даже количество прямых на спецучастках. Выходит у генератора, кстати, вполне неплохо.
А вот для ралли-кросса ничего сгенерировать не дадут, что и не удивительно, ведь это единственная дисциплина на которую у «Мастеров» есть лицензия, а следовательно и треки тут реально существующие. Что отрадно, теперь их пять вместо трех в прошлой игре (хотя, конечно хотелось бы еще больше) – вот уж где и бешеная динамика, и сложность, и азарт.
Гоночная экономика
Самое главное, и, что не менее важно, уникальное достоинство DiRT 4 – карьерный режим. Новичок в мире автоспорта не имеет собственной команды, спонсоров, даже личной машины, равно как и денег на ее покупку, поэтому поначалу придется покатать за чужие команды. У «работы на дядю», конечно, есть свои плюсы: машину предоставляют и ремонтируют бесплатно, да еще и деньги платят; только вот большую часть призовых и спонсорских команда забирает себе. Поэтому с тем, чтобы организовать свою команду с гаражом и инженерами, лучше не тянуть.
Хотя с основанием собственной команды забот и расходов у гонщика прибавляется в разы, в данном случае это плюс, ведь такого подробного менеджмента не было, пожалуй, еще ни в одной гоночной игре. Начать придется с формирования команды: пятерка инженеров нужна для обслуживания и модернизации машин, PR-менеджер – для выбивания спонсорских контрактов. Также можно нанимать разных штурманов и споттеров, но эти – чисто декоративный элемент и имеют исключительно гендерные и языковые различия. Весь приходящий трудоустраиваться люд имеет набор характеристик и перков, а также соответствующие навыкам требования к зарплате, выражающиеся не только в единовременной выплате, но и в проценте от всея дохода.
Отдельная история – спонсоры: прижимистые мешки с деньгами требуют не только место на кузове вашего прекрасного пепелаца под свой уродливый логотип, но и выполнения особых условий: завоевать первое место в гонке, не превысить определенного временного пенальти или показать лучший результат на тройке-пятерке участков. Мало того, некоторые из спонсоров имеют конфликт интересов; в таком случае одновременно забрендироваться обоими не получится.
Несмотря на их капризность, пренебрегать спонсорами не стоит – лишних средств в DiRT 4 не бывает, ведь надо не только кормить кодлу профессионалов с постоянно растущими запросами, но и покупать новые машины, а также потихоньку прокачивать хозяйственное оснащение команды. Последнее – настоящий пылесос для денег, живет в отдельной вкладке Facilities и предлагает море опций для вложения поистине космических сумм. Хотите гараж не на четыре машины, а на тридцать? Пожалуйста. Желаете хорошую зону отдыха, чтобы драгоценная команда меньше подвергалась негативным эффектам? Нет проблем. Отдел разработки, которые позволит весьма заметно улучшить ходовые качества вашего автопарка? Готовьте денежки. Всего таких вот опций двенадцать штук, и в каждой – по несколько улучшений. Хотя некоторые из предложений выглядят откровенно притянутыми за уши, нельзя не признать, что идея это отличная и механика работает, потому что дает ощущение постоянного прогресса и стимул для зарабатывания денег.
Запрещенный прием
Однако присутствует в организме DiRT 4 и натуральная опухоль – режим Landrush, известная американская забава, представляющая собой кольцевые гонки по усеянным кочками и небольшими трамплинами трассам. Выступать в ней придется сразу на трех классах машин: багги, внедорожниках и кросс-картах.
Сами по себе эти гонки вышли достаточно скучными: если играть с аркадным режимом управления, то это будут просто очень длинные и бестолковые заезды на едва управляемых ведрах – а ведь вся соль этих гонок в том, чтобы обуздать мощную вертлявую колесницу, в принципе не предназначенную для нормальной езды. Чтобы почувствовать этот момент, нужно отключить все хэлперы, но тогда игра превращается в натуральную пытку: машины (особенно багги и кросс-карты) абсолютно неуправляемы и стремятся улететь в отбойник при первой же возможности, так что просто нормально проехать пяток кругов – уже подвиг.
Но даже если удастся обуздать своенравную колымагу, остаются еще соперники... Помнится, в ветхозаветные времена первого GRiD Codemasters очень гордилась тогдашним своим ИИ, который достаточно умело имитировал живого игрока со всеми его ошибками, неидеальной ездой и прочими недостатками, здорово поддавая перцу в соревнования. Однако с тех пор ничего подобного реализовано так и не было, а трассы гоночных игр (справедливости ради – не только у Codemasters) заполонили непролазно тупые, а порою откровенно жульничающие психи-камикадзе. DiRT 4 в этом смысле не исключение, и именно Landrush боты портят больше всего: трудности управления багги AI незнакомы, он даже не думает делать вид, что едет на таком же сложноуправляемом болиде, как и мы, и вдобавок регулярно влетает на полной скорости прямо в машину игрока, отправляя ее в кювет.
Вот и получается, что в «легком» режиме играть в Landrush невыносимо скучно, а в «сложном» просто невыносимо. Но придется, потому что иначе «карьеру» не одолеть – в нее входят чемпионаты по всем дисциплинам. К счастью, чемпионатов, посвященных Ladrush, тут не так уж и много, но остается вопрос: неужели Codemasters не видела, что этот режим просто не работает должным образом? Или курс на американский рынок (о чем прямо заявлялось до выхода игры), заставил добавить популярную дисциплину во что бы то ни стало – пусть даже в остальных регионах она уронит оценку на балл, если не больше? Тем более что давние фанаты грязегонок игру все равно купят и Landrush, скрипя зубами, одолеют – ведь достойных конкурентов в обозримом будущем все равно не предвидится.