Только подумать, Devil May Cry 4 вышла почти одиннадцать лет назад. Некоторые из тех, кто будут играть в пятую часть, тогда еще даже в школу не ходили, а у иных, за эти годы, пошли грызть гранит науки уже собственные дети. Сам сериал – и тот успел сгонять налево, в Англию, и нагулять там вредного, матерящегося бастарда с пышным именем DmC: Devil May Cry.
В индустрии же за это время вообще прошла целая эпоха, и сейчас балом правят боевые рояли, лутбоксы, сезонные пропуски, кооператив, онлайн и ранний доступ (официальный или нет). Но пятой части Devil May Cry до этого всего дела нет, сериал возвращается так, будто попрощался только вчера [1].
Большая разборка в Красной Могиле
По доброй традиции, действие бодро стартует с места в космос. Город Редгрейв терпит нашествие нечистой силы: смерть и разрушения, монстры и тентакли повсюду, в центре непотребства – гигантское демоническое дерево. Данте проиграл бой с загадочным демоном – Уризеном и валяется непонятно где в нокауте; по городу с дурацкой ухмылкой бродит мутный тип V, изначально и нанявший Данте расправиться с чудищем; подросший Неро в меру своих сил противостоит захватчикам. Через какое-то время сюжет сведет всех их вместе, и дьявол будет плакать. Как обычно.
Откровений от истории ждать не стоит, это привычная для сериала семейная драма, с одновременно невероятно зрелищной и немного стыдной клоунадой. Фанаты наверняка сразу догадаются, к чему идет дело, кто-то получит свой неожиданный поворот ближе к развязке, но обиженным не уйдет никто: ведь в DMC не так важно «что», куда важнее «как». А с этим тут все в порядке: заставки поставлены в фирменном, абсолютно безумном, гротескном стиле и зрелищны неимоверно, челюсть от происходящего на экране отвисает не меньше, чем во времена Dante`s Awakening.
В игру вообще вложено какое-то запредельное количество труда. Для примера, мобильный офис агентства DMC находится в обычном фургоне, которым управляет крайне зрелищная оружейница Нико. В этом фургоне осуществляется прокачка героев, закупаются апгрейды и расходные предметы, а также, по необходимости, сменяется снаряжение. Так вот, исследуя локации, вы будете периодически натыкаться на телефонные будки, из которых можно позвонить подруге, и она подгонит фургон для закупки всего необходимого. И в каждом случае это будет уникальная, как правило, очень эффектная и обязательно забавная заставка. Причем внутри самого фургона тоже постоянно происходит какое-то движение, приходят и уходят персонажи второго плана, слоняются главные герои. А ведь это, по сути, просто меню.
Единственное, к чему есть претензии – это локации. «Городская» часть путешествия прогонит героев через все возможные штампы, от канализаций до метро, а демонические пенаты разочаруют скучными пейзажами, чем-то напоминающими Обливион из соответствующей части The Elder Scrolls. Все это, конечно, совсем не впечатляет, но и расстраивает не сильно: главное, что тут есть где побродить и поискать секреты, да и бои настолько хороши, что на скудное окружение просто не обращаешь внимания.
Сосисочная вечеринка
Несмотря на обилие эффектных дам в новой игре, среди главных героев по-прежнему царит патриархат. Казалось бы, уж третьим то героем при двух блондинах можно было выдать бой-бабу, но нет – получите чахоточного доходягу V, явно срисованного с Адама Драйвера.
Впрочем, всякая неприязнь к новому персонажу исчезает, как только выпадает возможность опробовать его в бою. Тщедушный сгорбленный парень в рукопашной не может участвовать по состоянию здоровья, поэтому за него воюют саммоны. Грифон по имени Грифон отвечает за дальнобойные атаки, пантера Тень – за ближний бой, голем Кошмар – за террор и унижение противника. Практически это выглядит так: чтобы петы атаковали, приходится прожимать все те же комбы, что и при игре другими персонажами, при этом стараясь держать нашего доходягу подальше от мясорубки. Можно даже книжку выдать: на призыв Кошмара и усиление саммонов расходуется демоническая энергия, которую V может восполнить, прямо во время боя зачитав что-нибудь из карманного томика Уильяма, нашего, Блейка. Главное помнить, что окончательно отправить врага в мир иной саммоны не могут, а потому каждую полудохлую тварь требуется лично проколоть стильной тростью.
Словом, сражения за V выглядят очень зрелищно и ощущаются достаточно свежо, даже несмотря на то, что ничего принципиально нового тут делать не нужно. До релиза он вызывал больше всего опасений, теперь же хочется отдельный спин-офф про такого персонажа.
Мастер на все
В противовес новичку, Данте отвечает не за свежие ощущения, а за «старое доброе». Матерый охотник на нечисть имеет в своем распоряжении четыре знакомых стиля: Trickster, Swordmaster, Gunslinger, Royal Guard, а также более-менее привычный набор оружия: парные пистолеты, дробовик, несколько мечей. Хотя без новинок тоже не обошлось. Имеется, например, ковбойская шляпа с подвохом: за каждый проведенный с ее помощью прием приходится расплачиваться местной валютой. Но самая убийственная новинка – Кавалерия: мотоцикл, на ходу разбирающийся на две мотопилы. Он добавляет еще больше фирменного безумия боевой системе, превращая игру за Данте в невероятную кровавую баню.
Бледным пятном на фоне двух махин членовредительства выглядит лишь Неро. Вот знаете, бывает, когда люди долго живут вместе, чувства увядают, и чтобы придать совместной жизни какой-то смысл, они заводят ребенка. Это, как правило, не помогает, пара все равно расходится, а ребенок остается «не пришей кобыле хвост». Так вот, с Неро ровно та же история: когда разработчики не знали, куда дальше двигать сериал после третьей части, они решили освежить его новой кровью. Так появился скучный, что внешне, что по характеру, что по механике Неро. Сериал после этого пережил всякое, включая более радикальную смену курса, и уверенно вернулся к корням, а мальчик вот остался.
В пятой части Неро также не впечатляет: гораздо более медлительный, чем Данте, он с видимым усилием орудует своим мотомечом и постреливает из револьвера, которой одновременно недостаточно скорострельный и недостаточно же мощный. Какой-то интерес представляют только сменные протезы для руки (которую Неро оттяпали уже в первом трейлере DMC 5). Тут фантазия авторов не подвела: на ракетном протезе можно передвигаться как на ховерборде, другой замедляет время в небольшой области, третий превращается в хлыст, четвертый дает дополнительный уворот – ну, и так далее; всего их более десятка. Жаль, что произвольно менять протезы по ходу боя нельзя, новый ставится сугубо после того, как предыдущий пришел в негодность – то есть Неро получил по мордасам в ходе выполнения приема, сам взорвал девайс (например, чтобы выбраться из захвата) или активировал ульту (уникальную для каждого типа протезов).
Разумеется, у каждого из персонажей можно прокачать все орудия убийства и прикупить новые способности, постоянно расширяя и без того обширный набор возможностей. Из-за этого достаточно длинная игра кажется до обидного короткой, ведь полный арсенал удастся собрать лишь ближе к финалу, а прокачать все за одно прохождение и вовсе невозможно. Но тут к вашим услугам перепрохождения на более высоком уровне сложности, а потом – и обязательный Bloody Palace.
Не то, чтобы мы не верили в Capcom, но некоторые опасения за пятую часть у нас были. Номерных выпусков не выходило очень давно, перезапуск показал, что сама студия не знала, куда ей двигать сериал, а выбранное в итоге возвращение к корням выглядело как максимально безопасный вариант – но именно оно оказалось тем, что нужно. Devil May Cry 5 взял от прошлых частей все самое лучшее, включая фирменные цирковые номера, а также невероятно зрелищную и при этом глубокую боевую систему и поставил все это на современные технологии. В итоге получилась одна из тех игр, пройдя которую, ты тут же начинаешь заново.
[1] Справедливости ради, микротранзакции в игре все-таки есть, но на легкой сложности игра и без них проходится без труда, а на более высоких донат – это просто неспортивно.