Мне кажется, сотрудники Paradox Interactive достигли следующего уровня в искусстве маркетинга – они научились продавать игрокам боль в заднице, причем за весьма приличные деньги. Как и за все остальные DLC, за новое дополнение Conclave они дерут больше цены несвежего блокбастера в базарный день, при этом основное новшество адд-она – расширенные функции совета при феодале, что автоматически превращает этот самый совет в источник постоянных проблем.
Дело в том, что монарху теперь приходится утверждать у совета многие решения, причем решения важные. В зависимости от действующих законов, советники могут заблокировать объявление войны, пожалование титула и даже взятие заговорщика под стражу. Монарх, конечно, вправе поступить по-своему, но вассалы немедленно посчитают его сумасбродным тираном и разбегутся по фракциям – готовить разнокалиберные восстания. В результате любой, даже самый малый объем реальной власти у совета вызывает глухое раздражение. Надо ли говорить, что в списке возможных причин для гражданских войн именно война за увеличение силы совета теперь является одной из самых популярных? Государства помельче это на себе ощущают еще не так сильно, а вот для развитых стран, всяких там королевств или империй, это совершенно лишняя головная боль.
Наконец, совет стал дополнительным источником ссор с вассалами: крупные феодалы обязательно хотят быть подле сюзерена, а если их не берут в советчики, обижаются чуть не на -70 очков отношений. Затык в том, что «пустых» мест в совете (по крайней мере, поначалу, пока не разрослись его полномочия) нет, его составляют только хорошо знакомые канцлер, констебль, казначей, главный шпион и придворный капеллан. То есть должности, на которых хорошо бы иметь людей талантливых, а не родовитых.
В общем, Conclave стал дополнительным отягощением для крупных государств, которые, судя по всему, с точки зрения «парадоксов» живут слишком просто. Есть, конечно, вариант играть без этого DLC, но настоящий поклонник Crusader Kings не может пропустить важное геймплейное добавление, которое, к тому же, прилично добавляет атмосферы.
А вот вышедшие перед этим Horse Lords, на мой взгляд, не добавляют по сути ничего. Ну, то есть монголы и прочие кочевники стали играбельными, причем под них придумали интересную систему, которая, наконец, сделала Великую Степь похожей на Великую Степь. Реализовано это достаточно остроумно: кочевые народы не получают налогов и войск со зданий, расположенных в их провинциях, наоборот: пустой слот в провинции добавляет максимальное население в оной (из которого и набираются постоянные отряды конников). Атмосферно и достаточно аутентично.
Но играть за Чингиза, за его предков и потомков как-то совершенно неинтересно. Психология «украл, выпил – в тюрьму», выраженная в постоянной необходимости набегов и войн, как-то не очень идет к традиционному геймплею CK II. Потом, там до сих пор не исправили ключевую ошибку, касающуюся взаимоотношений Орды и Руси. Совершенно непонятно, почему ордынцы не ограничиваются установлением обычной вассальной зависимости русских княжеств от хана, а заодно и превращают их в «вождества»? Это давно пора бы подредактировать! Казалось бы, в игре есть все инструменты для более правильного отображения исторической картины, более того – специально для кочевников придумали новый вариант зависимости.
Речь о данниках (tributaries), независимых лордах, которые платят победителю ежемесячный «налог» и не могут отказывать ему в участии в войнах. На самом деле русские княжества были некоторым гибридом этих двух вариантов: вассальную зависимость от хана в Орде они вполне признавали, и дань при этом тоже платили. Но вождества? Это из какой-то другой оперы.
В общем, монгольский DLC я бы купил только на распродаже, причем с приличным дисконтом, а вот Conclave надо брать. Это как раз тот тип боли в заднице, за который не грех и заплатить, даже если вы не поклонник BDSM.